Инерция и реактивное движение

Главная ] Вверх ] Новости ] Это интересно ] Юмор ] Ссылки ] Поиск ] Гостевая книга ] Карта сайта ] Контакты ]

 

 

Увлекательный мир физики ч.1
Увлекательный мир физики ч.2
Увлекательный мир физики ч.3
Увлекательный мир физики ч.4
Увлекательный мир физики ч.5
Увлекательный мир физики ч.6
Увлекательный мир физики ч.7
Звук
Свет
Теплота
Жидкости, газы и твердые тела
Пространство и движение
Инерция и реактивное движение
Электричество и магнетизм
Уважаемый читатель!
Что произошло в городе Милете.
Как янтарь был "уволен" из магнитов
Бабушка приемной тел.трубки
Отец электронного телевидения
Как устроена мишень "электронного глаза"
Как видит "электронный глаз"
Введение. Земля и небо
Какую форму имеет Земля?
Легенда о Фаэтоне
Птолемей и его учение
Кристофор Колумб
Великий польский астроном - Коперник
Джордано Бруно
Введение. Разговоры по утрам
Первый рассказ Солнечного зайчика
Второй рассказ Солнечного Зайчика
Третий рассказ Солнечного Зайчика
Четвертый рассказ Солнечного Зайчика
Пятый рассказ Солнечного зайчика
Рассказ Мишеньки
Рассказ Ветерка о звуке
Рассказ Радио об электрическом токе
Путешествие по комнате
Давно ли люди моются?
Как человек заставил работать мыльные пузыри
Зачем воду пьют?
Может ли вода взорвать дом?
Твердая вода
Почему нельзя кататься на коньках по полу?
СТАНЦИЯ ВТОРАЯ. ПЕЧКА
Почему спички зажигаются?
Почему вода не горит?
Почему печка гудит?
Почему вода тушит огонь?
Кухонная лаборатория
Что такое картошка?
Отчего накрахмаленное белье твердое?
Химическая история булки
Почему пиво пенится?
Искусственная еда
Обед в бутылке
Что ели в старину
Чем и как ели в старину?
Кухонная полка
Почему железо ржавеет?
Из чего делают железные вещи
Больные пуговицы
Бывает ли желтая медь?
Чему  может научить нас кухонный горшок?
Буфет
Тайна фарфорового производства
Из песка
Фабрика мыльных пузырей
Стекло, которое не лопается
ШКАФ.
Что у нас в шкафу
Солнце на столе

предыдущая глава          оглавление         следующая глава

ЛЕНИВЫЕ КОЛЕСА - КАК ЛЕНЯ СТАЛ ФОКУСНИКОМ - «РЕАКТИВНАЯ» КОНСЕРВНАЯ БАНКА - РЕАКТИВНЫЕ ИГРУШКИ - ИГРУШКА, КОТОРАЯ ПОКОРИЛА КОСМОС - ЗАЧЕМ КОРАБЛЮ ПАРУСА - СТАРАЯ МЕЛЬНИЦА -Вертушки ПОЧЕМУ ВЗЛЕТАЕТ ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ - ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Страница 1          Страница 2

ЛЕНИВЫЕ КОЛЕСА

Сломался вагон, колеса заменить нужно. На рельсах возле депо стояла пара колес. Подошел рабочий, навалился на них, а они не едут, еще навалился, а они опять не едут. Кое-как сдвинулись с места ленивые, катятся. Вот пора бы и остановиться, а они дальше едут. Рабочий держит их что есть силы, а они не останавливаются.
Еле-еле встали упрямые!
Не одни колеса на свете ленивые и упрямые.
Положила Иришка на асфальт два шарика —один тяжелый, а другой легкий. Толкнула тяжелый шарик, наскочил он на легкий, но даже этого не заметил, катится дальше. А потом наоборот, толкнула Иришка легкий шарик. Наскочил легкий шарик на тяжелый, да где ему с такой тяжестью и ленью справиться! Сам отскочил в сторону. Значит, тяжелые предметы
«ленивее» легких.

Ехали дети в автобусе, на заднем сиденье. Пассажиров было мало. Рядом с детьми, на полу автобуса, лежал мяч. Вдруг на перекрестке зажегся красный свет. Нажал шофер на тормоз — стал автобус останавливаться, а мяч дальше катится, не хочет останавливаться. Через весь автобус прокатился, остановился только у кабины водителя. Постоял автобус на перекрестке и поехал дальше. А мяч-то ленивый и не хочет никуда ехать. Автобус поехал вперед, а мяч покатился назад к детям. Правильнее было бы сказать, что мяч никуда не покатился. Он остался на месте, а дети вместе с автобусом подъехали к нему.

Предметы не виноваты, что они ленивые и упрямые. И чтобы их не обижать, физики вместо слов «лень» и «упрямство» говорят «инерция». Инерция есть у всех предметов.
Ехал Леня на роликовых коньках по тротуару, разогнался, а на тротуаре маленькая ямка была. Коньки остановились, а сам Леня вперед по инерции едет, да не едет, а прямо летит, руки
вперед выставил, чтобы носом об асфальт не удариться. Встал Леня, а на лбу шишка. И все из-за инерции!
Наверное, и ты встречался с инерцией. Вспомни, бежишь и вдруг ноги за что-нибудь запнулись, остановились, а ты вперед летишь по инерции, пока не упадешь на землю. Бывает и наоборот, стоит автобус на месте, а потом резко трогается. Автобус уже поехал, а пассажиры еще сидят неподвижно, и от этого все откидываются назад.

Нужно обратить внимание ребенка на то, что инерция — это неотъемлемое свойство предметов, что нет предметов, которые не обладали бы инерцией.

Очень важно, что инерция проявляется не только в момент, когда движущиеся тела останавливаются, но и в момент, когда покоящееся тело начинает двигаться. Вообще всякое изменение скорости тела или направления его движения приводит к тому, что проявляется инерция.

КАК ЛЕНЯ СТАЛ ФОКУСНИКОМ

Однажды Леня решил стать фокусником, а Иришка — его художественным руководителем: она придумывала фокусы и обучала им Леню. Вот какие фокусы они придумали.
1 фокус Подвесили дети на тонкой-тонкой нитке гирьку, а снизу к гирьке привязали толстую нитку. Нужно так дернуть за толстую нитку, чтобы она порвалась, а тонкая осталась целой. Потянул Леня за нижнюю толстую нитку, и верхняя тоненькая сразу оборвалась, гиря упала и чуть по ноге Леню не ударила.
-Неправильно, — кричит художественный руководитель, — нужно резко дергать, чтобы
гиря не успела сдвинуться с места, ведь она тяжелая и ленивая.
Взяла Иришка за кончик толстую нитку. Р-раз! Толстая нитка порвалась, а тоненькой хоть
бы что.
-Ничего себе! — сказал фокусник и покачал головой.
2 фокус Подвесили дети на тонких бумажных колечках деревянную реечку. Реечка висит
на бумажных колечках, а колечки — на металлических линейках, которые Леня в руках держит. Размахнулась Иришка толстой палкой — трах! Реечка — вдребезги, а колечки целы. Удивительно! Зашла в комнату Таня, увидела этот фокус и говорит:
— Можно вообще реечку не подвешивать, а она все равно сломается. Взяла она другую реечку, подбросила. Палкой по реечке стукнула, и реечка с треском разлетелась на две половинки.
- Почему?—спрашивает Таня.
Задумались дети. Не могут понять, почему так получается.
- Когда палка ударила по реечке, — сказала Таня, — она в середине от удара продвинулась вперед, а концы по инерции на месте остались. От этого реечка так сильно прогнулась
что сломалась.
3 фокус Положил Леня руку на стол. На ладонь ему положили кирпич, а на кирпич — грецкий
орех. Взяла Иришка молоток, ударила по грецкому ореху. Он раскололся, а руке хоть бы что! Съели дети ядрышко ореха и новый фокус придумали. Положили на ладонь Лене кирпич, а на этот кирпич — второй кирпич. Иришка ударила по верхнему кирпичу молотком, он раскололся на половинки, а руке ничего! Страшный опыт! А Таня смеется:
- Почему руке не больно, вы понимаете?
-Потому что кирпич тяжелый и ленивый, — сказала Иришка, — когда я резко ударила по нему, он не успел сдвинуться с места, и руке ничего не сделалось.
Наконец и Леня придумал фокус.
4 фокус Положил Леня на ладошку почтовую открытку, а на открытку — монетку и ударил щелчком по открытке. Открытка слетела с ладошки, а монетка, которая лежала на открытке, осталась. Вот какой интересный фокус получился!
Целый вечер друзья занимались фокусами, а потом придумали песенку:

Упрямые вещи на свете живут,
Ленивые вещи на свете живут,
Упрямые вещи на свете живут,
Инерцией это упрямство зовут.

В первом фокусе гирьку, которой может не оказаться под рукой, можно заменить любым другим тяжелым предметом, например молотком. Единственное условие для успешного выполнения этого фокуса — резкое движение руки при обрывании нитки. Кроме того, верхняя нитка, на которой висит гирька или молоток, сама по себе должна выдержать вес спокойно висящего груза и не оборваться под его тяжестью.

Лучше всего прежде, чем показывать этот опыт детям, прорепетировать его самому. В ходе такой репетиции вы легко определите необходимую толщину ниток и потренируете руку. Когда же этот опыт будут делать дети, следите за тем, чтобы они проделывали его с вытянутой рукой. Это необходимо для того, чтобы в случае неудачного опыта (если нитка все-таки оборвется) гиря не ударила ребенка по ноге.

Для второго опыта нужно взять сосновую реечку толщиной примерно 5 мм и палку для разламывания реечки толщиной 1—2 см. Толщина и ширина бумажных колечек могут быть любыми, так как и без них реечка сломается. Важно только, чтобы, как и в предыдущем опыте, колечки не порвались от веса реечки еще до того, как вы ударите по ней палкой. Ориентировочно вы можете сделать колечки из полоски шириной 1 см, вырезанной из обычного тетрадного листа бумаги. Учтите, что для успеха опыта нужен резкий удар.

Опыт с кирпичами на первый взгляд опасен. В действительности же не более опасен, чем предыдущие. Нужно только предусмотреть, чтобы случайный мелкий осколок кирпича не попал в глаза. Впрочем, обычно кирпич разбивают без осколков. Если вам или ребенку перед ударом трудно преодолеть ощущение, что будет больно, ударьте слегка, а потом, постепенно наращивая силу удара, убедитесь в том, что не только грецкий орех, но и второй кирпич можно разбить, не причинив руке боли. Между прочим, в старину этот опыт в цирках подавался довольно эффектно. На ковер ложился человек, на грудь ему ставили тяжелую наковальню. Второй человек что есть силы бил по ней кувалдой. В отличие от перепуганных зрителей цирка вы хорошо себе представляете, что этот опыт совершенно безопасен, если, конечно, «молотобоец» не промахнется мимо наковальни.

Последний опыт совсем прост.

«РЕАКТИВНАЯ» КОНСЕРВНАЯ БАНКА

Загорали Леня с Таней на берегу моря. Таня дремала, а Леня смотрел на небо. Вдруг Леня заметил высоко-высоко реактивный самолет.
- Почему реактивный самолет летит вперед, что его толкает? — спросил Леня.
- Газы горячие вылетают назад и толкают самолет вперед.
-Что-то я не понимаю.
Встала Таня, подошла к лодке, которая стояла у берега, положила туда тяжелый камень. Потом осмотрелась вокруг, увидела груду камней и начала носить их в лодку. Леня стал помогать. Когда камней набралось достаточно, оттолкнули Леня и Таня лодку от берега и прыгнули в нее. Лодка прошла немного по инерции и остановилась. Тогда Таня встала в лодке, взяла
в руки камень и говорит:
-Я беру камень, он тяжелый и ленивый, у него большая инерция. Я его сейчас брошу назад, а он не захочет лететь сразу, и я поэтому от него немного оттолкнусь.
- Р-раз! — бросила Таня камень в воду за корму лодки. Камень был тяжелый, и Леня заметил,
что Таня сильно качнулась вперед, а лодка тоже немного двинулась. Таня взяла второй камень.
— Два! — и камень опять полетел назад, а лодка еще немного сдвинулась вперед.
— Три! —лодка пошла уже довольно быстро.
— Четыре!.. Пять!.. Шесть! — кричала Таня и с силой бросала назад камни, а лодка тем временем двигалась все быстрее.

-Я бросаю камни назад, а они толкают нашу лодку вперед, значит, наша лодка реактивная! — весело закричала Таня.
- Ого, разогналась! —сказал Леня, который не думал, что таким способом можно заставить лодку плыть, и поэтому немного испугался. Но вот камни кончились, и лодка продолжала двигаться вперед по инерции. Вода, которая бурлила за кормой, на носу и под днищем, постепенно затормозила лодку, она плыла все медленнее и наконец остановилась.
Когда вышли на берег, Таня взяла консервную банку и стала в стенке возле донышка пробивать гвоздем дырки. Пробьет дырку и отогнет гвоздь в сторону. Еще пробьет дырку и опять гвоздь в ту же сторону отогнет. Пробила она четыре дырочки, привязала к банке нитку и побежала в воду. Зачерпнула Таня воды в банку и подняла ее. Банка начала крутиться. Это вода, вытекая из дырочек, раскручивает банку в другую сторону. Так же как камни, которые Таня бросала назад, толкали лодку вперед.


Леня смотрел на эти опыты и все время о чем-то думал. Потом срезал сухой стебелек, вырезал из него трубочку, привязал к трубочке воздушный шарик. Трубочку с шариком Леня привязал к дощечке. Потом он надул шарик, поставил дощечку на воду и открыл дырочку у трубки. Воздух через трубочку стал с силой выходить из шарика. Воздух вылетал назад и толкал дощечку вперед. Забавный получился кораблик, реактивный! Сняла Таня с кораблика шарик с трубочкой, надула его и отпустила вверх. Воздух свистнул, и шарик стремительно взлетел вверх.
- Как ракета! — закричал Леня
- А это и есть ракета, сказала Таня, — только эта ракета воздушная.
-Теперь тебе понятно, что толкает вперед реактивный самолет?
— Теперь понятно, — сказал Леня,— это горячие газы, которые вылетают из самолета.

Опыт с консервной банкой, у которой пробиты возле донышка отверстия, прост и может быть повторен дома. В этом случае нитку, которая держит банку, нужно привязать к водопроводному крану. Открутив кран, наполните банку водой, и она начнет вращаться. Можно так отрегулировать струю воды, что банка будет вращаться неограниченное время.
Кораблик, у которого роль реактивного двигателя играет резиновый шарик и легкая трубочка подходящего диаметра, сделать не трудно. Можно вместо кораблика такой двигатель установить на легкой тележке.

РЕАКТИВНЫЕ ИГРУШКИ

Иришки не было на море, и она очень расстроилась, что пропустила такие интересные опыты. Вдруг Таня говорит:
— Садись на велосипед.
В коридоре стояли два старых трехколесных велосипеда. Иришка села на один, а Таня — на другой. Сели они друг к другу лицом. Таня и говорит:
- Держись, я сейчас тебя толкну. Только ноги приподними, чтобы они не задевали пол, — и сама тоже приподняла ноги. После этого она с силой толкнула Иришкин велосипед, и
Иришка поехала назад.
-И сама немного отъехала, — засмеялась Иришка, потому что Таня тоже отъехала назад на своем велосипеде.
- А теперь ты толкни, — сказала Таня Иришке. Иришка толкнула Таню, и опять отъехали обе.
- Неважно, кто толкает рукой, толчок все равно получили обе.
- А теперь давай посмотрим, кто отъезжает дальше, — сказала Таня и опять с силой толкнула Иришкин велосипед.
- Так не честно! — закричала Иришка. —Ты меня сильно толкнула!
И в самом деле, Иришка отъехала далеко, а Таня — немножко.
-Толкни меня сильно, чтобы я отъехала далеко.
Снова Таня с Иришкой подъехали друг к другу, и Иришка что есть силы толкнула Таню. Но вместо того, чтобы далеко уехать Тане, далеко уехала Иришка.
- А почему так? — уже спокойно спросила Иришка.
- Что?
-Почему я всегда далеко отъезжаю?
- Ты легче, и инерции в тебе меньше, — сказала Таня, — вспомни опыт с шариками. Наскочил легкий шарик на тяжелый, толкнул его, сам отлетел в сторону, а тяжелый только чуть-чуть
пошевелился.
- Запомните, — сказала Таня Иришке и Лене, — неважно, кто кого толкает, толчок получают оба. Дальше движется тот, в ком инерции меньше, кто легче.
рис.22
Взяла Таня пружинку, сжала ее, связала ниткой и положила на тележку возле стеночки. Потом зажгла спичку и поднесла ее к нитке. Нитка перегорела, пружинка распрямилась да как ударит тележку! Сама улетела в противоположный конец комнаты, но и тележку толкнула, покатилась тележка по столу.
- А почему тележка толкнула пружинку сильнее?— спросил Леня.
-Толкнули-то они друг друга одинаково. Только пружинка легкая, вот и улетела дальше, — улыбнулась Таня.
рис.23
Поставили дети на тележку вентилятор. Включили его. Крутится вентилятор, толкает воздух назад, а воздух толкает его и тележку вперед.
- Как пропеллер у самолета, - сказал Лёня.
- Да, — согласилась Таня.
- А что, правда, что пропеллер-это вентилятор? - спросил Леня.
- Да, только большой и сильный.
- Послушайте,—закричала Иришка,—а я-то тоже реактивная!
Таня с Леней посмотрели на Иришку и прыснули от смеха. Но Иришка, не обращая на них внимания, ходила по комнате кругами и говорила:
-Я толкаю землю ногами назад, а она толкает меня вперед, я толкаю землю назад...

-Ура-а! — закричали Леня и Таня, которые наконец поняли, что хотела сказать Иришка. Оказывается, все машины, животные и люди, когда перемещаются, что-нибудь толкают назад (например, землю, воду, воздух), а сами движутся вперед.
рис.24
Когда дети это поняли, они сделали два реактивных кораблика. У первого в задней стенке трубы отверстие, в которое вставлена тонкая трубка. Если в большую трубу налить воды, она станет вытекать из тоненькой трубочки назад и толкать пароходик вперед.
рис.25
У второго кораблика резинка раскручивает катушку от ниток, в которую воткнуто несколько металлических перышек от ручки.
Крутится катушка, и перышки бросают воду назад. Толкают перышки воду назад, а вода толкает их вместе с корабликом вперед.

 

В первом опыте с велосипедами необходимо, чтобы один из участников был существенно тяжелее другого. При этом важно обратить внимание на то, что результат всегда будет одинаковым, независимо от того, кто толкал рукой велосипед. Конечно, очень важно, чтобы оба велосипеда были одинаково легкими на ходу и чтобы участники опыта не тормозили ногами об пол. Вместо велосипедов можно взять две любые одинаковые тележки. Очень хорошо опыт получается на катке зимой. В этом случае участники опыта становятся лицом друг к другу и отталкиваются руками. И в этом случае дальше отъезжает тот, кто легче и, значит, обладает меньшей инерцией. Игрушки, описанные в рассказе, можно сделать, пользуясь рисунками. Хорошо, если дети примут участие в их изготовлении.

Продолжение главы

предыдущая глава          оглавление         следующая глава

 

Главная ] Вверх ] Новости ] Это интересно ] Юмор ] Ссылки ] Поиск ] Гостевая книга ] Карта сайта ] Контакты ]

Рейтинг@Mail.ru

© Натали, Алекс и К° 2003 - 2011 г.                            

 

Hosted by uCoz