Станция первая. Водопроводный кран
Давно ли люди моются?
Редко в каком городе нет сейчас водопровода. Каждый из нас тратит в
день ведер десять -- двенадцать воды. А в старину, в XV– XVI веках, житель
такого города, как Париж, расходовал только одно ведро. Вот и прикиньте,
часто ли он мог мыться и много ли он тратил воды на стирку белья и уборку
комнат.
Да и не мудрено, что воды тратили мало: водопроводов тогда не было.
Кое-где на площадях были колодцы, и воду приходилось таскать ведрами, как и
сейчас еще в маленьких городах. В колодцах часто находили трупы кошек и
крыс.
В старину людям не только недоставало воды, но недоставало и
чистоплотности. Мыться каждый день люди стали совсем недавно. Лет триста тому назад даже короли не считали нужным мыться ежедневно. В
роскошной спальне французского короля вы нашли бы огромную кровать, такую
большую, что ее нельзя было стлать без помощи специального инструмента --
"постельной палки". Вы нашли бы пышный балдахин на четырех раззолоченных
колоннах, похожий на маленький храм. Вы нашли бы там великолепные ковры,
венецианские зеркала, часы работы лучших мастеров. Но сколько бы вы ни
искали, вы не нашли бы там умывальника.
Каждое утро королю подавали мокрое полотенце, которым он вытирал лицо и
руки. И все находили, что этого вполне достаточно. У нас люди были чистоплотнее. Иностранцев, приезжавших в Москву,
поражало то, что русские часто ходят в баню. Врач Коллинс писал: Бани здесь очень употребляются и приносят большой доход, потому что
вера обязывает русских ходить в баню. Когда печи разгораются, то обыкновенно
плескают на них холодной водой. Некоторые выбегают из бани, валяются в снегу
нагие и потом опять возвращаются. Но вернемся в Париж. Белье парижанин менял редко: раз в месяц, а то и в
два. Тогда думали не о том, чтобы рубашка была чистая, а о том, чтобы
кружева на манжетах были подороже да грудь получше вышита. На ночь рубашку
снимали вместе с прочим платьем и спали нагишом.
Только лет двести назад дошли до того, что белье стали менять чаще. Носовой платок тоже появился совсем недавно. Ему всего только лет
двести – триста. Сначала платком пользовались только немногие. Среди самых знатных и
важных людей немало было таких, которые считали носовой платок ненужной
роскошью. Пышные балдахины над кроватями устраивались не столько для красоты,
сколько для того, чтобы спастись от насекомых, падавших с потолка. В
старинных дворцах до сих пор сохранились такие зонтики от клопов. Клопов
даже во дворцах было видимо-невидимо.
Балдахины мало помогали. Клопы устраивались в их складках еще с большим
удобством. Канализации не было. В Париже помои выливали прямо на улицу из окон.
Грязная вода стекала в канаву, вырытую посреди улицы. Вонь от канавы была
такая сильная, что прохожие старались держаться поближе к домам. Грязная была и наша Москва, Когда в Москве в 1867 году прокладывали
газовые трубы, обнаружили под землей остатки деревянных мостовых XV– XVI
веков. Поверх самой древней мостовой лежал на аршин слой грязи, потом шла
опять мостовая-- более поздняя – и поверх нее опять слой грязи.
Не мудрено, что в старину люди болели гораздо больше, чем сейчас. Никто
не знал тогда, что где грязь, там и зараза. Случалось, что целые города
вымирали от страшных болезней – чумы, черной оспы. Из десяти детей доживало
до десяти лет только пятеро. На каждом углу толпились нищие, обезображенные
оспой и проказой. Что же сделало нас здоровее и крепче? Водопроводный кран, кусок мыла,
чистая рубашка. Почему моются водой? Почему вода смывает грязь? Может быть, она ее просто уносит с собой,
как река уносит брошенную щепку? А вот проверьте. Подержите грязные руки под краном. Станут ли они от
этого чистыми? Боюсь, что нет. Ведь так никто и не моется. Когда мы моемся, мы
обязательно трем одну руку о другую. А для чего? Для того, чтобы стереть,
соскоблить грязь. То же самое и с бельем. Прачки не просто кладут белье в воду, а стирают
его, трут руками и даже щетками. С т и р а т ь белье это и значит с т и р а т ь с него грязь, вроде того
как мы стираем резинкой написанное на бумаге. А когда грязь счищена, воде уж
нетрудно унести ее прочь.