Тайна
фарфорового производства
Что
же это за
государственная тайна,
которую так
тщательно оберегали тюремщики Мейссенского
замка? В чем секрет изготовления
фарфора?
Секретов
не один, а много.
Первый
секрет – взять не обыкновенную, а самую
белую и чистую
глину. Говорят, что Бетгер
нашел такую глину случайно.
Как-то
раз, когда он
пудрил свой завитой парик, он заметил,
что пудра
какая-то особенная.
По всем признакам, это была
не пудра, а какая-то очень чистая
глина.
В
конце концов выяснилось,
что это действительно глина, которой
много в окрестностях Мейссенского
замка. Бетгер
попробовал приготовить
из пудры
фарфор и добился успеха.
Может
быть, дело было и не
так, но, во всяком случае,
половина работы была сделана, когда
Бетгеру
посчастливилось достать подходящую
глину.
Второй
секрет был в том, чтобы найти чистый
белый песок и хорошую слюду или полевой
шпат.
Песок
нужен, как
и в гончарном
деле, чтобы глина
при высыхании
не трескалась, а слюду
или шпат кладут, чтобы глина легче
плавилась.
Третий
секрет такой:
и песок, и
слюду, и шпат
надо как
следует размолоть
и отделить от
крупных частичек
отмучиванием – так,
как мы
отмучивали в стакане глину.
Что сядет
на дно, то не нужно.
А нужен только самый тонкий ил,
который садится на дно медленно.
Глину тоже
отмучивают – ведь и в ней могут быть
крупные примеси.
Тонкие
частички глины,
песка и шпата
смешивают в
тесто. А из теста
формуют изделие на гончарном станке. В
формовке и в сушке особенной хитрости
нет.
Зато
обжиг фарфора это
не то, что
обжиг горшка.
Тут нужно большое
умение.
Обжигают
фарфор два
раза: сначала только слегка, потом
покрывают его
глазурью и обжигают снова. Во
втором обжиге
и есть самый
главный секрет фарфорового дела.
Весь
секрет в том,
что фарфор надо
обжечь как можно сильнее, чтобы он
почти что расплавился. А знаете ли вы,
что это значит?
Чашка,
которую с трудом отформовали, начинает
в печи от сильного
жара оседать, скашивается
набок, становится уродливой. Вот
тут-то и
приходится изобретать всякие футляры и
подпорки, которые, словно костыли,
должны помочь чашке устоять и не
покоситься. И все-таки много товара в
печи портится.
Есть
еще и другой секрет, который надо знать.
Если
не счистить
глазури с нижнего ободка,
которым донышко
касается подставки,
получится большая неприятность:
глазурь расплавится
и приклеит чашку к подставке.
Зачем
же фарфор обжигают так сильно? Не лучше
ли обжигать полегче?
В
том-то и дело,
что слабый обжиг не
годится. Если обжигать
слабо, получится
не фарфор, а фаянс.
А
чем фарфор отличается от фаянса?
Тем,
что фарфор –
сплавленный, сплошной,
как стекло.
А фаянс –
пористый, как
глиняный горшок.
В фарфоре от
сильного жара
все частички
сплавились, слились вместе. От этого он
и прозрачный.
Значит,
если вы хотите
узнать, сделана ли
тарелка из
фарфора или
фаянса, вам стоит только
посмотреть на свет.
Фарфор просвечивает,
а фаянс нет (по крайней мере,
обыкновенные, часто встречающиеся
сорта фаянса).
Но
еще лучший
способ отличить
фарфор от
фаянса – посмотреть на донышко.
Если на ободке есть
глазурь, значит – фаянс, а если глазурь
с ободка счищена, значит – фарфор..
|