Тайна фарфорового производства

Главная ] Вверх ] Новости ] Это интересно ] Юмор ] Ссылки ] Поиск ] Гостевая книга ] Карта сайта ] Контакты ]

Главная > Это интересно > Опыты. Фокусы. Самоделки Физика-малышам > Михаил Ильин. Рассказы о вещах

Тайна фарфорового производства

Что же это  за государственная тайна,  которую  так тщательно оберегали тюремщики Мейссенского замка? В чем секрет изготовления фарфора?

Секретов не один, а много.

Первый секрет – взять не обыкновенную, а самую белую и  чистую глину. Говорят, что Бетгер нашел такую глину случайно.

Как-то раз,  когда он пудрил свой завитой парик, он заметил, что  пудра какая-то  особенная. По всем признакам, это была  не пудра, а какая-то очень чистая глина.

В конце концов выяснилось, что это действительно глина, которой много в окрестностях Мейссенского  замка.  Бетгер  попробовал приготовить  из  пудры фарфор и добился успеха.

Может быть, дело было и  не так, но, во всяком случае,  половина работы была сделана, когда Бетгеру посчастливилось достать подходящую глину.

Второй секрет был в том, чтобы найти чистый белый песок и хорошую слюду или полевой шпат.

Песок нужен,  как  и в  гончарном  деле, чтобы глина  при  высыхании не трескалась, а слюду или шпат кладут, чтобы глина легче плавилась.

Третий  секрет  такой:  и  песок, и  слюду, и  шпат  надо  как  следует размолоть  и  отделить  от крупных  частичек отмучиванием – так,  как  мы отмучивали в стакане глину.  Что  сядет на дно, то не  нужно. А нужен только самый тонкий ил,  который садится на дно медленно. Глину  тоже отмучивают – ведь и в ней могут быть крупные примеси.

Тонкие частички  глины, песка и  шпата  смешивают  в тесто. А из  теста формуют изделие на гончарном станке. В формовке и в сушке особенной хитрости нет.

Зато  обжиг фарфора  это  не  то, что обжиг  горшка. Тут нужно  большое умение.

Обжигают  фарфор  два раза: сначала только слегка, потом покрывают  его глазурью и обжигают снова. Во  втором  обжиге  и есть  самый  главный секрет фарфорового дела.

Весь секрет в  том, что фарфор  надо обжечь как можно сильнее, чтобы он почти что расплавился. А знаете ли вы, что это значит? 

Чашка, которую с трудом отформовали, начинает в печи от  сильного  жара оседать, скашивается  набок, становится уродливой. Вот  тут-то  и приходится изобретать всякие футляры и подпорки, которые, словно костыли, должны помочь чашке устоять и не покоситься. И все-таки много товара в печи портится.

Есть еще и другой секрет, который надо знать. 

Если не  счистить  глазури с нижнего ободка,  которым донышко  касается подставки,  получится большая неприятность:  глазурь  расплавится и приклеит чашку к подставке.

Зачем же фарфор обжигают так сильно? Не лучше ли обжигать полегче?

В  том-то и  дело, что слабый обжиг  не годится. Если  обжигать  слабо,  получится не фарфор, а фаянс.

А чем фарфор отличается от фаянса?

Тем, что  фарфор – сплавленный,  сплошной, как  стекло.  А  фаянс – пористый,  как глиняный  горшок. В фарфоре  от  сильного  жара все  частички сплавились, слились вместе. От этого он и прозрачный.

Значит,  если вы  хотите узнать, сделана  ли  тарелка  из  фарфора  или фаянса, вам стоит  только посмотреть на свет.  Фарфор просвечивает,  а фаянс нет (по крайней мере, обыкновенные, часто встречающиеся сорта фаянса).

Но  еще  лучший  способ  отличить  фарфор  от  фаянса – посмотреть на донышко.  Если на ободке  есть глазурь, значит – фаянс, а если глазурь  с ободка счищена, значит – фарфор..

Назад Вверх Дальше

Главная > Это интересно > Опыты. Фокусы. Самоделки Физика-малышам > Михаил Ильин. Рассказы о вещах

Главная ] Вверх ] Новости ] Это интересно ] Юмор ] Ссылки ] Поиск ] Гостевая книга ] Карта сайта ] Контакты ]

Рейтинг@Mail.ru

© Натали, Алекс и К° 2003 - 2011 г.                            

 

Hosted by uCoz