СОЛНЦЕ НА СТОЛЕ
Рассказы об
освещении
Улицы без
фонарей Тысячи Эдисонов
Кто изобрел электрическую
лампочку?
Обыкновенно на этот
вопрос отвечают: американский ученый
Эдисон.
Но это неверно. Эдисон
был только одним из многих, работавших
над изобретением искусственного
солнца, которое освещает сейчас наши
улицы и дома.
Было время, когда на
улицах городов не было ни одного фонаря,
а в домах люди проводили вечера при
свете сальной свечи или тусклой и
коптящей масляной лампы.
Если бы мы сравнили
эту старинную масляную лампу, которая
напоминала чайник, с нашей
электрической лампочкой, мы не нашли бы
между ними никакого сходства. А между
тем от этого уродливого чайника к
электрической лампочке ведет длинный
ряд превращений, длинная цепь
небольших, но очень важных изменений.
Тысячи изобретателей
в течение тысячи лет трудились для того,
чтобы сделать наши лампы ярче и лучше.
Костер посреди комнаты
Уродливая масляная
лампа была очень изящной и хорошо
придуманной вещью по сравнению с теми
лампами, которые были до нее.
А были и такие времена,
когда вообще никаких ламп не
существовало. Полторы тысячи лет тому
назад на месте теперешнего Парижа мы
нашли бы грязный городок Лютецию;
городок -- сплошь из деревянных хижин,
крытых соломой или черепицей. Войдя в
один из этих домов, мы увидели бы костер,
разложенный посреди единственной
комнаты.
Дым, несмотря на то что
в крыше было отверстие, не хотел
уходить из комнаты и нестерпимо ел
глаза и легкие.
Этот первобытный очаг
служил людям того времени и лампой, и
кухонной плитой, и печкой.
Зажигать огонь
посреди деревянной постройки было
делом очень опасным.
Не мудрено, что пожары
случались тогда очень часто.
Огня боялись, как
злого, жадного врага, который только и
ждет, как бы напасть на дом и уничтожить
его.
Печи с дымовыми
трубами появились на западе Европы лет
семьсот тому назад, а у нас в России еще
позже.
Перед Октябрьской
революцией у нас в деревнях еще были
кое-где "черные", или "курные",
избы, которые отапливались печами без
труб. Во время топки приходилось
открывать дверь на улицу.
Чтобы спастись от дыма
и холода, ребятишки укладывались среди
бела дня спать, укрывшись с головой
шубами и тулупами.
Вместо
костра – горящая щепка
Для освещения жилища
незачем было разжигать целый костер,
когда для этого достаточно было одной
щепки, одной лучины.
От очага в доме бывало
и дымно и жарко, да и дров он съедал
немало.
Вот люди и заменили
кучу хвороста одной горящей щепкой --
лучиной.
От сухого, ровного
полена откалывали щепку длиной в аршин
и зажигали.
Лучина была
замечательным изобретением.
Недаром она
просуществовала много веков -- почти до
нашего времени.
Но заставить лучину
гореть было совсем не так просто.
Всякий, кому
приходилось ставить самовар, знает, что
растопку нужно держать наклонно --
горящим концом вниз, иначе она погаснет.
А почему?
Пламя всегда
поднимается вверх по дереву. Это оттого,
что воздух около горящего дерева
нагревается. А теплый воздух легче
холодного. Он поднимается вверх и тянет
за собой пламя.
Вот поэтому и
приходилось держать лучину слегка
наклонно, горящим концом вниз,-- иначе
она погасла бы. Но нельзя же было
держать ее все время в руках. Поступали
проще: втыкали лучину в светец. А светец
-- это столбик на подставке.
К столбику приделан
был железный зажим, в котором и
укрепляли лучину.
Освещение это было
совсем не такое плохое, как может
показаться.
Лучина давала очень
яркий свет. Но сколько от нее было дыму
и копоти, сколько с ней было возни и
хлопот!
Приходилось класть
под нее железный лист, чтобы не было
пожара, стоять около нее на часах, чтобы
вовремя заменить сгоревшую лучину
новой.
Обыкновенно, в то
время как взрослые работали, за лучиной
присматривал кто-нибудь из детей.
При
свете факелов
Не везде легко было
найти подходящее дерево для лучины.
Но люди не
остановились перед этим препятствием.
Они заметили, что
особенно ярко горит лучина, сделанная
из смолистого дерева. Значит, дело не
столько в дереве, сколько в смоле.
Стоит обмакнуть любую
ветку в смолу, и получится
искусственная лучина, которая будет
гореть не хуже, а еще лучше настоящей.
Так появился факел.
Факелы горели очень
ярко. Ими освещали целые залы во время
торжественных пиров.
Рассказывают, что в
замке рыцаря Гастона де Фуа двенадцать
слуг держали в руках факелы, стоя
вокруг стола во время ужина.
В королевских дворцах
нередко факелы держали в руках не живые
слуги, а серебряные статуи.
Факелы, как и лучины,
сохранились до нашего времени. Даже в
наше время по улицам города то и дело
проносятся пожарные команды с
зажженными факелами, напоминая нам о
далеком прошлом.
Первая
лампа
В одной пещере во
Франции археологи нашли вместе с
кремневыми скребками и гарпунами из
оленьего рога небольшую плоскую чашку,
вырезанную из песчаника.
Округлое дно чашки
было покрыто каким-то черным налетом.
Когда налет исследовали в лаборатории,
оказалось, что это нагар, который
образовался оттого, что в чашке сжигали
сало.
Так была найдена
первая лампа, освещавшая человеческое
жилье еще в те времена, когда люди жили
в пещерах.
В этой лампе не было ни
фитиля, ни стекла. Когда она горела, она
наполняла пещеру чадом и копотью.
Прошли тысячелетия,
прежде чем люди додумались до лампы, не
дающей копоти.
Лампа и
фабричная труба
Отчего коптят лампы?
Да оттого же, отчего
дымят фабричные трубы.
Если вы видите, что из
фабричной трубы валит густой черный
дым, будьте уверены, что на фабрике либо
топки плохие, либо кочегары никуда не
годятся.
Только часть дров
сгорает у них в топке, а часть улетает в
трубу, не сгорев.
Летят, конечно, не
дрова, а сажа -- маленькие кусочки угля,
которые не успели сгореть.
Все дело в том, что без
воздуха огня не бывает.
Чтобы дрова сгорели
целиком, кочегар должен впускать в
топку достаточно воздуха, подымая или
опуская заслонку в трубе.
Если воздуха входит в
топку мало, часть топлива не сгорит, а
улетит в виде сажи. Если слишком много,
опять нехорошо -- топка остынет.
Копоть -- та же сажа,
кусочки угля.
Но откуда берется
уголь в пламени лампы?
Из керосина, или сала,
или смолы -- смотря по тому, что мы в
лампе сжигаем.
Правда, в керосине или
смоле мы никакого угля не видим. Но ведь
мы точно так же не видим и сахара в чае
или творога в молоке.
Если керосиновая
лампа хорошо заправлена, она не коптит:
весь уголь в пламени сгорает.
Старинная лампа, не в
пример теперешним, коптила всегда.
Было это вот почему:
воздуха для горения не хватало, и не все
кусочки угля в пламени успевали
сгореть.
А не хватало воздуха
потому, что в лампе сразу горело
слишком много сала.
Надо было устроить так,
чтобы сало подходило к пламени
понемногу.
Для этого придумали
фитиль.
Фитиль сделан из сотен
нитей. А каждая нить -- трубочка, по
которой сало понемногу поднимается к
пламени, как чернила по промокательной
бумаге, опущенной в чернильницу.
Лампа-соусник
и лампа-чайник
Все вы, вероятно,
слышали о Геркулануме и Помпее. Это два
города, которые были когда-то засыпаны
пеплом во время извержения Везувия.
Сейчас их откопали вместе со всеми их
домами, площадями и улицами. В домах
среди всякой утвари нашли и лампы.
Эти древние римские
лампы были сделаны из глины и украшены
бронзой. С виду лампа была похожа на
соусник. Из носика торчал фитиль, а
сбоку была ручка, за которую лампу
держали, когда ее переносили с места на
место. В лампу наливали растительное
масло. Фитиль понемногу сгорал, и его
приходилось поэтому время от времени
вытаскивать из носика.
Шли века, а устройство
лампы почти не менялось. В
средневековом замке вы нашли бы почти
такую же лампу, как в Помпее, только
грубее сделанную.
Большие лампы -- с
несколькими фитилями -- подвешивали к
потолку на цепях. Чтобы масло не капало
с фитилей на стол, внизу подвешивали
еще маленькую чашечку, куда оно и
стекало.
Масло стоило дорого.
Его привозили арабские купцы с Востока.
Люди победнее жгли сало в глиняных
чашках или в ночниках, похожих на
чайник.
Фитили делали из
пеньки.
В Париже их продавали
разносчики, которые ходили по улицам и
выкрикивали:
Вот фитили для масла,
Чтоб лампа не погасла!