Увлекательный мир физики ч.1 Увлекательный мир физики ч.2 Увлекательный мир физики ч.3 Увлекательный мир физики ч.4 Увлекательный мир физики ч.5 Увлекательный мир физики ч.6 Увлекательный мир физики ч.7 Звук Свет Теплота Жидкости, газы и твердые тела Пространство и движение Инерция и реактивное движение Электричество и магнетизм Уважаемый читатель! Что произошло в городе Милете. Как янтарь был "уволен" из магнитов Бабушка приемной тел.трубки Отец электронного телевидения Как устроена мишень "электронного глаза" Как видит "электронный глаз" Введение. Земля и небо Какую форму имеет Земля? Легенда о Фаэтоне Птолемей и его учение Кристофор Колумб Великий польский астроном - Коперник Джордано Бруно Введение. Разговоры по утрам Первый рассказ Солнечного зайчика Второй рассказ Солнечного Зайчика Третий рассказ Солнечного Зайчика Четвертый рассказ Солнечного Зайчика Пятый рассказ Солнечного зайчика Рассказ Мишеньки Рассказ Ветерка о звуке Рассказ Радио об электрическом токе Путешествие по комнате Давно ли люди моются? Как человек заставил работать мыльные пузыри Зачем воду пьют? Может ли вода взорвать дом? Твердая вода Почему нельзя кататься на коньках по полу? СТАНЦИЯ ВТОРАЯ. ПЕЧКА Почему спички зажигаются? Почему вода не горит? Почему печка гудит? Почему вода тушит огонь? Кухонная лаборатория Что такое картошка? Отчего накрахмаленное белье твердое? Химическая история булки Почему пиво пенится? Искусственная еда Обед в бутылке Что ели в старину Чем и как ели в старину? Кухонная полка Почему железо ржавеет? Из чего делают железные вещи Больные пуговицы Бывает ли желтая медь? Чему может научить нас кухонный горшок? Буфет Тайна фарфорового производства Из песка Фабрика мыльных пузырей Стекло, которое не лопается ШКАФ. Что у нас в шкафу Солнце на столе | |
предыдущая глава оглавление
следующая
глава
ПОЧЕМУ
ВЗЛЕТАЕТ ВОЗДУШНЫЙ ШАР -
ПОЧЕМУ
ДУЕТ ВЕТЕР - ЖИДКИЕ
КАМНИ - ТВЕРДАЯ ВОДА
- ПОЧЕМУ ИДЕТ ДОЖДЬ
- ПОЧЕМУ
ИДЕТ СНЕГ - ВОПРОСЫ
И ЗАДАНИЯ
ПОЧЕМУ
ВЗЛЕТАЕТ ВОЗДУШНЫЙ ШАР
Летом Леня уехал на Камчатку к папе с
мамой, а Таня с Иришкой папе с мамой, а Таня с
Иришкой отправились в туристский поход на
Алтай.
Однажды Иришка с Таней собирали камни для
коллекции. Они ушли далеко от лагеря. Вдруг
Иришка оступилась и подвернула ногу— не
может идти дальше. Несет ее Таня на себе. Вот
Иришка и говорит:
- Брось меня здесь! Доберешься до лагеря —
вернешься с ребятами за мной.
- Не болтай глупости, Ирина! — отвечает Таня.—Давай
лучше отдохнем и подумаем, что делать
дальше.
Остановились они у горной речки, развели
костер, отдыхают. А кругом тишина, горы
насупились, смотрят на Иришку с Таней...
- Эх, была бы радиостанция! —говорит Иришка.
- Или почтовый голубь хотя бы,—отвечает
Таня.
- Или красная ракета.
Смотрит Таня на дым, который стелется вдоль
берега, и говорит:
-Ветер дует в сторону лагеря... А что, если мы
запустим воздушный шар и привяжем к нему
записку!
Иришка покачала головой и вздохнула:
- А где взять шар?
- Шар мы склеим из папиросной бумаги, —
ответила Таня и достала из рюкзака клей и
пачку папиросной бумаги, которую они взяли
с собой, чтобы заворачивать красивые камни
для своей коллекции.
- Но ведь нам нужен газ легче воздуха, — не
унималась Иришка, — ведь без этого шар не
поднимется вверх?
- Обычно шары надувают водородом или гелием,
эти два газа легче воздуха, вот и тянут шар
кверху. Но у нас есть другой легкий газ —
это горячий воздух.
- Как по-твоему, почему дым поднимается
кверху?
Иришка вспомнила опыт с термометром из
бутылки и говорит:
- Во-первых, все предметы при нагревании
расширяются... И воздух, наверное, тоже.
- А как докажешь?
Иришка порылась в рюкзаке и достала
небольшую железную трубку. Один конец
трубки она обмакнула в воду так, что на нем
получилась водяная пленка, а второй конец
закрыла пальцем. После этого она взяла из
костра горящую веточку и стала нагревать
трубку. Скоро пленочка на конце трубки
надулась пузырьком и лопнула. Иришка и
говорит Тане:
- От нагревания воздух стал расширяться и
выходить из трубки.
- Значит, от нагревания воздух расширяется,
— говорит Таня, — в трубке его становится
меньше, и он делается...
- Легче,—догадалась Иришка.
- Ну, а теперь за дело! — сказала Таня и
принялась расправлять на траве лист
папиросной бумаги.
Таня с Иришкой вырезали двенадцать
полосок, похожих на листья пальмы, и стали
их склеивать между собой. Медленно движется
работа, Иришка и говорит:
- Мы так полдня просидим...
Ничего, рано или поздно сделаем, только
нужно аккуратно клеить, чтобы дырочек не
было.
Доклеив шар, положила Таня его посушить, а
Иришка написала записку: «Подвернула ногу в
Долине Горных Духов. Ждем помощи! Ирина».
Привязали Таня с Иришкой записку к шару и
подняли его над костром. Шар стал быстро
наполняться горячим воздухом, и Иришка
почувствовала, что он начинает рваться
вверх. Это горячий воздух, который легче
холодного, поднимает шар. Таня и Иришка
разом отпустили шар, и он стал быстро
подниматься вверх.
- Всплывает, как воздушный пузырек в воде, —
воскликнула Иришка.
- Между прочим, — сказала Таня, — полеты на
воздушных шарах называют воздухоплаванием.
Если
ребенку захочется построить воздушный
шар, надо обязательно ему помочь это
сделать.
Шар изготавливается из папиросной (авиамодельной)
бумаги.
На рисунке приведена выкройка. Если
лист бумаги короче нужного, можно
склеивать листы по два. После того как
вырезаны все части шара (их нужно 12),
можно начинать склеивать их между
собой. Склеивать лучше всего парами.
Получится 6 пар. Их нужно склеить между
собой так, чтобы получилось 3 дольки
шара. Наибольшие трудности возникнут
при изготовлении последних швов.
Советуем смазывать клеем небольшой
участок шва (10—15 см). Это гораздо
удобнее и быстрее. Склеивать бумагу
лучше всего обычным силикатным (канцелярским)
клеем.
На вершине шара надо заклеить
образовавшееся отверстие с помощью
небольшой заплатки круглой формы.
Вообще же надо стараться, чтобы
заплаток было как можно меньше, так как
каждая из них делает шар заметно
тяжелее. Для того чтобы отверстие для
дыма не лохматилось, по окружности его
нужно оклеить полоской бумаги шириной
10—15 см. Одновременно эта полоска
послужит для того, чтобы шар в воздухе
держался устойчиво.
Для запуска шара
нужно выбрать безветренный и
желательно нежаркий день. В первую
очередь нужно развести костер и
установить над ним ведро с выбитым дном
или какой-нибудь аналогичный предмет,
который будет выполнять роль трубы,
собирающей дым в единую струю. Без
такого приспособления дым и пламя
будут метаться из стороны в сторону и
не только затруднят наполнение шара
дымом, но могут поджечь шар.
|
ПОЧЕМУ ДУЕТ ВЕТЕР
Дежурный по лагерю Сережа лежал возле
палатки и от нечего делать смотрел в небо.
Все туристы разбрелись по маршрутам, и в
лагере, кроме Сережи и еще двух дежурных,
никого не было. Вдруг Сережа заметил в небе
белую точку, которая медленно выплывала из-за
склона
горы. Присмотревшись, Сережа увидел, что это
воздушный шар, который движется прямо к
лагерю. Под шаром висел клочок бумаги, и
Сережа понял, что это записка. Но как ее
прочесть? Шар уже начал удаляться от лагеря,
когда Сережа .схватил бинокль и стал читать.
С трудом он разобрал: «Подвернула ногу в
Долине Горных Духов. Ждем помощи! Ирина».
-Ребята! Иришка с Таней нашлись! —закричал
Сережа и побежал на кухню, где были
остальные дежурные. А Таня с Иришкой сидели
все на том же месте и молчали. Костер давно
прогорел. Настроение было плохое.
- Посмотри, как струится над пашней воздух,
— проговорила Таня и указала на вспаханный
склон горы. И в самом деле, было видно, как
нагретый солнцем воздух поднимается вверх
и дальние предметы от этого дрожат и
пританцовывают.
Это горячий воздух, как дым от костра,
поднимается вверх.
Иришка молчала. Вдруг она спросила:
-А если весь воздух поднимется, получится
безвоздушное пространство?
Таня улыбнулась, а Иришка хлопнула себя по
лбу и засмеялась.
- Если бы весь воздух поднялся, мы бы
задохнулись. Просто, когда нагретый воздух
поднимается, вместо него со всех сторон
прилетает холодный. Правильно?
- Да. Летит и наклоняет ветки деревьев,
развевает флажки, гонит пыль и поднимает
волны на воде.
- Смотри, — продолжала Таня, — верхние
облака идут в одну сторону, а нижние — в
другую.
- Куда же дует ветер? — растерялась Иришка.
- Над пашней солнце нагрело воздух сильно, —
сказала Таня,—и он поднимается вверх, над
горами воздух холоднее, и поэтому он
опускается вниз. Потом этот холодный воздух
нагревается внизу и снова поднимается
вверх, а остывший воздух с гор снова
опускается вниз.
-А вверху воздух летит в другую сторону, к
горам. Сидим мы на земле и видим как верхние
облака ветер гонит в одну сторону, а нижние
в другую. Красиво, правда?
-Очень! —ответила Иришка. Настроение у нее
стало немного лучше...
...Светили звезды. Было тихо. Потом стали
слышны шаги нескольких людей, идущих по
тропинке. Это шли Сережа и его друзья.
Вместе с ними шла Таня. В темноте не видно
было только Иришки. Но если присмотреться
внимательнее, можно было разглядеть, что на
спине у одного из ребят был не рюкзак, а
Иришка. Она не видела звезд, не слышала
шагов —она крепко спала.
Объясняя детям,
почему дует ветер, можно проделать опыт,
известный из курса природоведения в
начальных классах. Если в холодную
погоду приоткрыть дверь на улицу и
внизу и вверх образовавшейся щели
держать по зажженой свече, то можно
наблюдать, что пламя нижней свечи
направлено внутрь квартиры, а пламя
верхней — наружу. Это происходит
потому, что теплый воздух в квартире
поднимается и выходит через щель
вверху, а холодный- воздух тяжелее, и он
входит в помещение снизу. Через
некоторое время холодный воздух
нагреется в помещении, поднимется
вверх и станет выходить на улицу через
верх щели, а на его место снова и снова
будет приходить холодный воздух.
Именно так и возникает ветер в природе.
Конечно, в действительности все
намного сложнее. На Земле одновременно
действует очень много воздушных
течений, которые взаимодействуют друг
с другом. Еще более усложняется картина
воздушных течений благодаря вращению
Земли вокруг своей оси.
|
ЖИДКИЕ КАМНИ
Однажды пришла посылка с Камчатки. То-то
было радости! Еще бы, ведь посылка была от
папы с мамой! Открыли посылку, достали
записку и начали читать: «Дорогие наши Таня,
Иришка и Ленечка! Очень рады, что вы не
теряете времени без толку, изучаете физику.
Посылаем вам интересный фильм, который
сняли здесь для вас, но сначала отгадайте
загадку, которая завернута в бумагу. Целуем,
мама и папа».
Взяла Таня сверток и говорит:
- Какая тяжелая загадка!
Когда сверток развернули, все увидели
камень, из которого торчал ржавый,
обгорелый нож.
-Кто это его воткнул в камень? — спросил
Леня, широко раскрыв глаза.
-Неважно кто, важно как, —уточнила Иришка.
— Ведь камень ножом не разрежешь!
-Видно, это и есть загадка папы и мамы, -
сказала Таня.
Прошло несколько дней, но загадку так и не
отгадали.
Однажды в гости к нашим друзьям зашел их
сосед дядя Вася. Повертел он камень в руках,
покачал головой и говорит:
- Придется помочь вам. Завтра утром
собирайтесь пораньше— пойдем со мной на
завод.
На заводе стоял такой шум, что нужно было
кричать, чтобы услышать друг друга. Дети не
знали, куда им смотреть, так интересно было
вокруг. Вдруг как полыхнет красный огонь!
Весь цех озарило светом, а дети присели от
неожиданности. Сияющий огненный ручей
вытекал прямо из кирпичной стены.
-Что это?—прокричал Леня.
-Плавильная печь, —ответил ему дядя Вася.
-Да нет, что это течет яркое и красное?
-Олово!
-Олово?
-Металл такой!
-Металл, а течет, как вода!
-То-то и оно, — кричал на ухо Лене и Иришке
дядя Вася, — раскаленный. Вот у вас
температура 36°, а здесь — 1000°. А иначе
нельзя, потому что олово опять твердым
станет. Смотрите!
Дядя Вася зачерпнул железным ковшиком на
длинной деревянной ручке немного олова и
вылил его на каменный пол. Лужица вскоре
потускнела и превратилась в листочек
белого
металла. Леня хотел схватить его, да дядя
Вася вовремя остановил:
-Горячий!
Наконец олово остыло, и дядя Вася разрешил
его взять. Дома Леня сказал:
-Выходит, камень тоже сначала был горячий и
расплавленный?
-Выходит, так, — сказала Таня. —Давайте
посмотрим фильм, тогда все окончательно
поймем.
Таня включила проектор, и на экране
появилась красивая и страшная картина. Из
вершины высокой горы поднимался столб
пламени и черного дыма. Когда дети
присмотрелись, они
увидели, что из горы вылетают раскаленные
камни. Они с грохотом поднимались вверх и
медленно обрушивались вниз. Падая на склон
горы, они расплющивались красными
лепешками и медленно гасли.
На вершине горы дети разглядели огромную
яму. Таня сказала, что эта яма называется
кратер, и что кратер внизу переходит в
широкий и очень глубокий колодец, который
идет вглубь, туда, где земля такая
раскаленная, что все камни расплавленные и
поэтому жидкие. Этот колодец называется
жерло. Жерло, как огромная пушка, стреляло
раскаленными камнями. И Таня сказала, что
эти жидкие камни называются вулканическими
бомбами.
Вдруг дети увидели, что с одного края
кратера вытекает огненная река. Когда
присмотрелись, то поняли, что это текут
расплавленные камни. Они были жидкие, как
сметана, красные, как спелый арбуз, кипели и
пузырились, как манная каша на печке, и, так
как над ними дрожали струйки воздуха, как
над костром, дети поняли, что камни эти
очень горячие. На экране снова падали
сверху вулканические бомбы. Вдруг какой-то
человек подошел к одной бомбе и с силой
бросил в нее перочинный ножик. Нож
воткнулся и вспыхнул, как будто деревянный.
Когда человек в специальном костюме
серебристого цвета с лицом, закрытым такой
же маской, отошел в сторону, дети соскочили
с мест и закричали:
-Папа! Папа!
Да, это был их папа, хотя его лица и нельзя
было рассмотреть из-за маски. Дети узнали
его по походке.
-Значит, этот камень — вулканическая бомба?
— спросил Леня, когда фильм кончился.
-Да, — сказала Таня.
-И он был жидкий от жары?
-Да.
-И он был раньше под землей?!
-Да.
-Вот какой у нас необыкновенный камень! —
сказала Иришка.
Экскурсия на завод,
описанная в рассказе, дело интересное,
но не всегда возможное. Можно
ограничиться опытами с плавлением
сахара и парафина и замерзанием воды, о
которых пойдет речь в следующем
рассказе.
Обратите внимание ребенка на то, что
агрегатное состояние вещества зависит
от условий, в которых это вещество
находится. Если в обычных условиях
металлы — твердые вещества, то при
высоких температурах они переходят в
жидкое состояние, а при еще более
высоких — в газообразное. Особенно
легко проследить изменение
агрегатного состояния воды (твердое
вещество — лед, жидкое — вода,
газообразное—пар).
|
ТВЕРДАЯ ВОДА
Леня прикрепил к стенке кусочек олова,
который походил на кляксу, и сказал:
- Эх, нам бы такую печку, как на заводе, вот бы
игрушек наделали!
Иришка подумала и ответила:
-Знаешь, игрушки можно делать не только из
железа, но и из... сахара.
-Из сахара? — оторопел Леня.
Иришка от слов сразу перешла к делу. Она
насыпала в чайную ложечку немного сахару,
положила ложечку на плиту электропечки,
включила ее и стала ждать. Сахар начал
плавиться и заполнять ложечку, как вода.
Иришка взяла другую ложечку, смазала ее
сливочным маслом и
вылила в нее жидкий сахар из первой ложечки.
Чтобы не обжечь руки, Иришка надела две
шерстяные рукавички. Сахар, вылитый в
ложечку, стал остывать, чтобы он остыл
побыстрее, Иришка опустила ложечку в
холодную воду. Когда сахар остыл, Иришка
стукнула ложечкой по столу, и сахар
выскочил. Только это был уже не обычный
сахар, а вкусная коричневая конфетка. Форма
этой конфетки напоминала форму ложечки.
Съели ребята конфетку и стали думать, что
еще сделать.
Неси своих оловянных солдатиков, —
сказала Иришка и стала
замешивать глину. Когда Леня принес
солдатиков, Иришка взяла одного из них и
вдавила в глиняную лепешку. В лепешке
получилась ямка в форме солдатика.
-Чего бы нам сюда залить? — спросила Иришка.
-Давай расплавим парафин!
-Давай!
Поставили дети на плитку железную кружку, а
в нее — огарок свечи. Вскоре свеча
расплавилась, и на дне кружки собрался
жидкий парафин. Иришка снова, чтобы не
обжечь руку, надела варежку, и сняла с
плитки кружку. Держа кружку в вытянутой
руке, чтобы не плеснуть парафин на ноги, она
подошла
к столу и начала осторожно выливать парафин
в формочку. Парафин остывал долго. Вверху он
был уже холодный, а внизу все еще
расплавленный. Минут через двадцать или
полчаса
парафин застыл, и дети осторожно вынули
солдатика из глины.
-Слушай,— сказал Леня, —наверное на заводе
оловянных солдатиков делают так же, но не из
парафина, а из олова!
-Наверное, — подумала и согласилась Иришка.
Вдруг она сказала: —А еще можно из воды!
Леня уставился на нее и долго не мог
сообразить, как это делать игрушки из воды,
ведь она жидкая. Но вдруг он побежал к себе в
комнату и вернулся с формочками для песка.
Наполнив формочки водой, он поставил их в
холодильник. Прошло часа три. Вынули дети
лед из формочек и сами удивились, какие
получились красивые игрушки. Потом они
сделали разные
формочки из пластилина, и в них получали
ледяные самолетики, кораблики и даже
красивый значок.
Когда пришла домой Таня, дети выскочили в
коридор, и Иришка сказала:
-Закрой глаза!
Таня послушно закрыла, Иришка тем временем
приколола ей к кофте ледяной значок. Таня
открыла глаза, удивленно посмотрела на
необычный значок и спросила:
-Из чего этот значок?
Дети молчали.
- Изо льда! — воскликнула Таня, когда поняла
в чем дело.
Иришка покачала головой и сказала:
-Из твердой воды!
Изготовить ледяные
игрушки очень просто, только надо
запастись терпением, так как вода в
холодильнике не замерзает мгновенно.
Чтобы ледяной значок можно было
приколоть (хотя бы на несколько минут),
нужно, заливая формочку водой, положить
в нее швейную булавку так, чтобы острый
кончик торчал из воды.
|
ПОЧЕМУ ИДЕТ
ДОЖДЬ
На плите стоял чайник и кипел. Пар с силой
вырывался из носика чайника,. и от этого
оконное стекло запотело. Иришке было скучно,
и она нарисовала пальцем мордочку на стекле.
Вдруг заплакала мордочка!
Что ж, если пар остынет, он водой делается?
И правда, Иришка стерла мордочку со стекла,
и рука сразу стала мокрой...
— Ты ведь знаешь, — сказала Таня, — что
вода испаряется: лужи высыхают, мокрая
после дождя земля опять сухой становится. В
воздухе всегда есть водяной пар, только мы
этого не
замечаем, потому что он невидимый.
Поднимается пар вверх, остывает и
становится видимым — получаются облака.
Они состоят из крошечных капелек воды. Эти
капельки такие маленькие и легкие, что вниз
не падают, а летают, как пушинки. Если
остынет такое облако посильнее, капельки
вместе соберутся, станут большими, тяжелыми
и на землю падают —
идет дождь. А теперь подумай, Иришка, откуда
в ручейках, речках и морях вода берется.
Может быть, вода постепенно вся испарится
из речек и они высохнут?
И ты тоже подумай над Таниными
вопросами и ответь на них.
Обратите внимание
ребенка на то, что вода в природе все
время испаряется (высыхают лужи и
мокрое белье, над рекой в жаркий день
поднимается чуть заметный пар и т.д.).
Рассмотрите конденсацию пара. Для
этого можно проделать простой опыт:
кастрюлю с кипящей водой накрыть
холодной крышкой. Если через несколько
минут поднять крышку, то с нее будет
капать вода. Предложите ребенку
объяснить, почему так происходит.
|
ПОЧЕМУ ИДЕТ СНЕГ
Катались Таня и Иришка в лесу на лыжах.
Снег хлопьями валит. Красота кругом такая —
глаз
не оторвать!
-Иришка, не отставай! — кричит Таня, а Иришка
стоит как зачарованная, вытянула вперед
руку в варежке и смотрит на нее. Таня
вернулась, подошла к ней и тоже
остановилась. Стоят они вместе и
рассматривают снежинки на красной ваежке.
Красиво!
-Смотри, каждая снежинка сделана из
крошечных ледяных кристалликов, — говорит
Таня. А Иришка и сама видит это — глаз
оторвать не может.
Следующий день выдался морозным. Таня и
Иришка шли по аллее, запорошенной снегом.
Светило солнце, красиво блестел снег.
-Интересно, откуда зимой берутся облака? —
спросила Иришка. — Ведь вода зимой не
испаряется!
-Вода испаряется всегда — и зимой, и летом.
Только зимой она испаряется медленнее.
Иришка привыкла к тому, что Таня никогда не
обманывает, но поверить, что вода
испаряется в мороз, не могла.
-Смотри, белье сохнет на морозе, — сказала
Таня.
Они зашли во двор, где было развешано белье,
и Иришка потрогала его рукой.
-Да оно замерзло! Видишь, корочка льда!
-Значит, испаряется лед, — ответила Таня, —
ведь к вечеру белье все равно высохнет. Не
останется ни льда, ни воды.
-Что же, и снег испаряется, раз он сделан из
мелких ледяных кристалликов?
-Испаряется, только медленно. Но ведь земля
огромная, смотри, сколько лежит снега. Вот и
наберется на тучу. Кроме того, тучи к нам из
жарких стран приходят. Замерзнет пар в туче,
и
получается снег.
Таня достала ключ от квартиры и начала на
него дуть. Ключ стал покрываться инеем. Чем
дольше Таня дула на него, тем слой инея
становился все толще, а сам иней — все
пушистее.
Таня провела варежкой по ключу, и иней
посыпался вниз. Только уже нельзя было
понять, что это сыплется —иней или снег.
-Значит, снег и иней — это одно и то же?
- Да, снежинки — это пар, который замерз в
облаках, а иней — это пар, который замерз на
стекле, железе, ветках деревьев и других
предметах.
Когда Таня с Иришкой вернулись домой,
Иришка спросила:
- А почему снежинки имеют такую красивую
форму?
Таня подумала и сказала:
-Видишь ли, лед сделан из крошечных частичек,
которые нельзя увидеть даже в микроскоп.
Эти частички имеют форму маленьких
шестиугольников.
Таня взяла ножницы и быстро вырезала из
бумаги несколько шестиугольников.
-Когда эти крошечные частички начинают
слипаться вместе, они никак не могут
слепиться в круг или в квадрат. Вот и
получаются шестиконечные звездочки.
Иришка попробовала сложить из бумажных
шестиугольников какую-нибудь другую фигуру,
но у нее ничего не вышло. Получились разные
звездочки, но ни разу так и не вышло квадрата
или круга.
Иришка долго любовалась этими звездочками,
а потом сказала:
-Странно, эти частички не видны в микроскоп,
а как же люди о них узнали?
Таня помолчала и ответила:
-Они об этом догадались.
Иришка посмотрела на Таню и увидела, что она
не шутит. Значит, то, что она сказала, правда.
Рассмотрите с
ребенком снежинки. Проследите, как
сохнет белье на морозе. Повторите опыт
с замерзанием пара на металлических
предметах. Попросите ребенка объяснить
эти явления.
|
ВОПРОСЫ
И ЗАДАНИЯ
1. Почему дым из трубы в тихую погоду
поднимается вверх? Почему сажа из трубы в
конце концов опять опускается на Землю?
2. Представьте себе, что вы сделали шар из
папиросной бумаги, но разжечь костер вам не
разрешили. Как еще можно заполнить шар
горячим воздухом?
3 Когда шар, наполненный горячим воздухом,
поднимется вверх быстрее — зимой или летом?
4 Почему в солнечный день над пашней, шоссе,
пляжем воздух поднимается вверх?
5 Когда ветер приносит людям пользу? Когда
он приносит вред?
6 Какие ты знаешь машины, приспособления,
игрушки, которые работают с помощью ветра?
7 Почему камни, образующиеся при извержении
вулканов, жидкие?
8 Можно ли иногда сказать, что железо — это
жидкость? Как, по-твоему, можно получить
железный пар?
9 Во что превращается пар, когда он
остывает?
10 Из какого вещества сделаны снежинки и
иней? Как это доказать?
11 Откуда берутся облака летом? Зимой?
предыдущая
глава оглавление
следующая
глава
|