Вода - замечательное вещество. Она
покрывает более двух третей земной
поверхности, и жизнь на земном шаре без
нее была бы невозможна. В большинстве
опытов ты будешь исследовать
поразительные свойства воды-жидкости.
Ты сможешь рассмотреть натянутую на
поверхность воды эластичную «кожу»,
понять, почему тяжелые корабли плавают,
и увидеть, как некоторые вещества
исчезают, когда их смешивают с водой. Ты
также узнаешь, как вода вращает машины,
которые производят электрическую
энергию на гидроэлектростанциях.
Но жидкость - это только одна из трех
форм, в которых может существовать вода.
Если воду охладить до 0 °C, она замерзнет
и станет твердым телом, которое
называют льдом. Если ее нагреть до +100 °C,
она закипит и исчезнет в воздухе,
превратившись в газ, называемый
водяным паром. Когда ты начнешь
понимать различные свойства воды, ты
сможешь ответить на вопросы, которые
выписаны ниже и объяснить, какова роль
воды в том, что происходит вокруг нас. |
| Почему некоторые вещества исчезают,
когда их смешивают с водой? |
| Почему кубик льда плавает в воде? |
|
|
| Почему одни предметы плавают, а
другие тонут?
| Как образуются облака в небе? Почему
облака бывают разной формы?
| Почему поверхность спокойной воды
всегда горизонтальна?
| | |
|
|
| Как используется вода для создания
электричества?
|
|
|
| Откуда берутся снег и лед?
|
|
|
| Почему корабли плавают по воде?
Какой груз они могут выдержать? |
|
|
| Почему мыло делает грязные тарелки
чистыми? |
|
|
| Как быстро может течь вода? |
|
|
Когда идет дождь, вода падает с неба и
собирается в лужах на земле. Когда же
дождь кончается и выглядывает солнце,
лужи высыхают, и вода исчезает. Куда же
она девается? Солнечное тепло
превращает воду в крошечные капельки,
которые поднимаются в воздух. Этот
процесс называется испарением, а
крошечные капельки - водяным паром.
В жарких странах фрукты раскладывают
сохнуть на солнце. Вода из них
испаряется, т. е. медленно превращается
в водяной пар и исчезает в воздухе. Это
помогает сохранять фрукты, чтобы
употребить их зимой. |
Исследование
Оборудование: два одинаковых
стеклянных стакана, фольга, фломастер.
| Заполни оба стакана наполовину
водой. Проверь, чтобы уровень воды в
них был одинаковым, и отметь
фломастером.
| Один стакан плотно накрой
фольгой.
| Оставь оба стакана в теплом
месте на несколько дней. Снова
проверь уровень воды. В каком из
стаканов воды стало меньше?
| | |
|
|
|
Что происходит
Тепло заставляет воду испаряться в
обоих стаканах, но крышка из фольги не
дает водяному пару из одного стакана
улетучиться в воздух, поэтому в нем
уровень воды выше. |