Обвиняются Вольта и Гальвани Суд над трением КВН и другое Ключи от форта № 307 И в шутку, и всерьез Презентации Штангенциркуль и счетные палочки О деньгах для школы Конец "пакс наукана" Кризис естественных наук? Физики - нобелевские лауреаты | |
Е.Г. Прохорова,
Верхнеачакская средняя школа, Чувашия
Механика–наука
о движении
Урок-КВН
9-й класс.
Такой урок я провожу
после изучения тем «Кинематика» и «Динамика»,
в 3-й четверти, в рамках «Недели физики».
Если бывает возможность, занимаем два урока,
число конкурсов изменяю по необходимости.
Во время обдумывания вопросов включаю
бодрую музыку, не отвлекающую внимание,
время измеряю с помощью песочных часов.
На доске плакат со
словами «Физика! Какая емкость слова!
Физика – для нас не просто звук! Физика –
опора и основа всех без исключения наук».
Класс заранее делится на две команды,
готовит их названия, эмблемы, девизы,
домашнее задание. Жюри строго следит, чтобы
они соответствовали тематике и были
занимательными. Привожу лишь конкурсы.
| Разминка команд (по 3
вопроса взаимно).
| Напиши термины (по
одному ученику от команды выходят к доске
и на ее крыльях в течение 1 мин пишут слова,
связанные с механикой, – кто больше).
| Назови по графику вид
движения или опиши, как двигалось тело.
|
| |
| Реши задачу на
рисунке (команды получают одинаковые
карточки с рисунками и «наперегонки»
решают задачи). |
| Поездка в автобусе (по
два человека от команды, встав спиной
друг к другу и боком к классу, показывают
с помощью кукол, что происходит с
пассажирами в случаях, которые объявляет
учитель: автобус резко тронулся; едет
равномерно; резко повернул вправо; резко
затормозил; резко повернул влево; едет
равномерно; взлетает с ускорением 3g
вверх; не набрал 1-ю космическую скорость
и падает на землю; падает и касается земли
колесами; едет дальше, но вдруг – на пути
ребенок).
| Законы Ньютона (команды
«наперегонки» называют закон Ньютона – 1-й,
2-й или 3-й, – который работает в примерах,
приводимых учителем*:
| тело покоится на
столе;
| раскрытый парашют
равномерно движется вертикально вниз;
| автомобиль
трогается с места;
| шайба летит после
удара клюшкой (Fтр = 0);
| маятник колеблется;
| бильярдные шары
сталкиваются;
| камень падает на
землю;
| самолет летит
равномерно по прямой;
| автомобиль тормозит;
| автомобили
сталкиваются). |
| | | | | | | | |
| В невесомости (команды
быстро отвечают (да или нет) на вопросы
учителя, касающиеся ситуаций в состоянии
невесомости):
| Обложка (на обложке
учебника «Физика-9» Н.М.Шахмаева и др.
изображены Ломоносов и Ньютон, Паскаль и
Торричелли. Могли ли они встретиться при
жизни? (Ответ. Ньютон и Ломоносов – да.
Паскаль и Торричелли – да.)
| Подбери формулу к
рисунку (дается по четыре рисунка каждой
команде). |
| | | |
| Убери лишнее (на столе
два одинаковых набора предметов: 1) динамометр;
2) линейка; 3) шарик; 4) термометр; 5) часы;
6) мензурка; 7) метроном; 8) спиртовка;
9) брусок; 10) блок; 11) рычаг. Выходят
по одному человеку от команды и отбирают
предметы, имеющие какой-либо общий «физический»
признак. Например, предметы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11
– применяются в механике; предметы 1, 2, 4, 5,
6, 7 – измерительные приборы).
| Начерти траекторию (представители
команд по очереди выходят к доске и
чертят траекторию, задаваемую учителем:
|
|
| Физика и другие науки (обе
команды делают небольшие сообщения,
подготовленные дома, о связи физики с
другими науками: химией, математикой,
биологией, музыкой, географией, историей,
языками).
| Формулы (по одному
человеку от команды выходят к доске и на
ее крыльях в течение 1–1,5 мин пишут как
можно больше формул из механики).
| Справочник (пользуясь
справочником А.С.Еноховича (Краткий
справочник по физике. – М.: Высшая школа,
1976), быстро найти ответы на вопросы).
| В каком году впервые
была определена гравитационная
постоянная? (Ответ. В 1798 г.)
| Какова начальная
скорость пули при выстреле из
пистолета Макарова? (Ответ. 318 м/с.)
| Какова скорость
движения африканского страуса?
автомобиля «Нива»? (Ответ. 80 км/ч;
до 132 км/ч.)
| Каково ускорение
свободного падения в Париже? (Ответ.
g = 980,943 см/с2.) |
| | |
| Реши устно
| Какие басни Крылова
связаны с физикой? (Ответ. «Лебедь,
Щука и Рак», «Ворона и Лисица», «Ларчик»,
«Лягушка и Вол», «Белка», «Обоз», «Лев и
Комар» и др.).
| Какие пословицы,
связанные с физикой, можете назвать? (Ответ. «Как
аукнется, так и откликнется» (3-й закон
Ньютона), «Пеший конному не товарищ» (скорость),
«Плетью обуха не перешибешь» (импульс)
и т.д.).
| Чему равно
перемещение Земли за год относительно
Солнца? (Ответ. 0.)
| В какой точке на
земном шаре g имеет максимальное
значение? (Ответ. На полюсах.) |
| | |
| Реши письменно |
| | | |
Поезд длиной l = 300 м
движется по горизонтальному мосту
равномерно со скоростью v = = 36 км/ч. За
какое время (в минутах) поезд пройдет мост,
если длина моста L = 600 м? (Ответ. Полное
время прохождения моста )
| Нарисуй картинку (шуточную,
связанную с физикой, например): |
| Эксперимент (команды
набирают у учителя необходимые приборы и
показывают опыт. Например, определяют
жесткость k пружины, демонстрируют
невесомость при падении динамометра с
грузом и т.д.).
| Пантомима (команды «играют»
какое-нибудь физическое явление,
например, две группы тянут друг друга в
разные стороны и остаются в покое, а
команда соперников должна отгадать, что
это).
| Физические явления (глядя
на цветные вкладки из книги Л.А.Горева
(Занимательные опыты по физике. – М.:
Просвещение, 1985), указать, с каким
физическим явлением они связаны).
| Физические Куплеты (сочиняются
по ходу всего урока). |
| | |
Учи науку
физику,
Она тебе нужна,
Когда сидишь за партой –
Реакция важна.
|