КВН и другое

Главная ] Вверх ] Новости ] Это интересно ] Юмор ] Ссылки ] Поиск ] Гостевая книга ] Карта сайта ] Контакты ]

 

 

Обвиняются Вольта и Гальвани
Суд над трением
КВН и другое
Ключи от форта № 307
И в шутку, и всерьез
Презентации
Штангенциркуль и счетные палочки
О деньгах для школы
Конец "пакс наукана"
Кризис естественных наук?
Физики - нобелевские лауреаты

Е.Г. Прохорова,
Верхнеачакская средняя школа, Чувашия

Механика–наука о движении

Урок-КВН
9-й класс. 

Такой урок я провожу после изучения тем «Кинематика» и «Динамика», в 3-й четверти, в рамках «Недели физики». Если бывает возможность, занимаем два урока, число конкурсов изменяю по необходимости. Во время обдумывания вопросов включаю бодрую музыку, не отвлекающую внимание, время измеряю с помощью песочных часов.

На доске плакат со словами «Физика! Какая емкость слова! Физика – для нас не просто звук! Физика – опора и основа всех без исключения наук». Класс заранее делится на две команды, готовит их названия, эмблемы, девизы, домашнее задание. Жюри строго следит, чтобы они соответствовали тематике и были занимательными. Привожу лишь конкурсы.
Разминка команд (по 3 вопроса взаимно).
Напиши термины (по одному ученику от команды выходят к доске и на ее крыльях в течение 1 мин пишут слова, связанные с механикой, – кто больше).
Назови по графику вид движения или опиши, как двигалось тело.  

 

 Реши задачу на рисунке (команды получают одинаковые карточки с рисунками и «наперегонки» решают задачи).

 Поездка в автобусе (по два человека от команды, встав спиной друг к другу и боком к классу, показывают с помощью кукол, что происходит с пассажирами в случаях, которые объявляет учитель: автобус резко тронулся; едет равномерно; резко повернул вправо; резко затормозил; резко повернул влево; едет равномерно; взлетает с ускорением 3g вверх; не набрал 1-ю космическую скорость и падает на землю; падает и касается земли колесами; едет дальше, но вдруг – на пути ребенок).
Законы Ньютона (команды «наперегонки» называют закон Ньютона – 1-й, 2-й или 3-й, – который работает в примерах, приводимых учителем*:
тело покоится на столе;
раскрытый парашют равномерно движется вертикально вниз;
автомобиль трогается с места;
шайба летит после удара клюшкой (Fтр = 0);
маятник колеблется;
бильярдные шары сталкиваются;
камень падает на землю;
самолет летит равномерно по прямой;
автомобиль тормозит;
автомобили сталкиваются).
В невесомости (команды быстро отвечают (да или нет) на вопросы учителя, касающиеся ситуаций в состоянии невесомости):
Пишет ли перьевая ручка?

Можно ли пользоваться барометром-анероидом?

Испытает ли боль космонавт, стукнувшись в корабле об острый предмет?

Можно ли пользоваться пружинными весами? измерить массу на рычажных весах? пользоваться песочными часами? маятниковыми часами? наручными механическими часами? электронными часами?

Существует ли в невесомости архимедова сила?

Будет ли из чайника вытекать вода?
Будет ли выполняться закон сообщающихся сосудов?
Будет ли по форме отличаться свободная капля жидкости от обычной? Как именно?
Обложка (на обложке учебника «Физика-9» Н.М.Шахмаева и др. изображены Ломоносов и Ньютон, Паскаль и Торричелли. Могли ли они встретиться при жизни? (Ответ. Ньютон и Ломоносов – да. Паскаль и Торричелли – да.)
Подбери формулу к рисунку (дается по четыре рисунка каждой команде).








Убери лишнее (на столе два одинаковых набора предметов: 1) динамометр; 2) линейка; 3) шарик; 4) термометр; 5) часы; 6) мензурка; 7) метроном; 8) спиртовка; 9) брусок; 10) блок; 11) рычаг. Выходят по одному человеку от команды и отбирают предметы, имеющие какой-либо общий «физический» признак. Например, предметы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11 – применяются в механике; предметы 1, 2, 4, 5, 6, 7 – измерительные приборы).
Начерти траекторию (представители команд по очереди выходят к доске и чертят траекторию, задаваемую учителем:
движения иглы проигрывателя: а) относительно пластинки; б) относительно корпуса;

движения края лопасти винта вертолета при взлете: а) относительно Земли; б) относительно вертолета;

движения ручки учителя, когда он доволен ответом ученика.

Физика и другие науки (обе команды делают небольшие сообщения, подготовленные дома, о связи физики с другими науками: химией, математикой, биологией, музыкой, географией, историей, языками).
Формулы (по одному человеку от команды выходят к доске и на ее крыльях в течение 1–1,5 мин пишут как можно больше формул из механики).
Справочник (пользуясь справочником А.С.Еноховича (Краткий справочник по физике. – М.: Высшая школа, 1976), быстро найти ответы на вопросы).
В каком году впервые была определена гравитационная постоянная? (Ответ. В 1798 г.)
Какова начальная скорость пули при выстреле из пистолета Макарова? (Ответ. 318 м/с.)
Какова скорость движения африканского страуса? автомобиля «Нива»? (Ответ. 80 км/ч; до 132 км/ч.)
Каково ускорение свободного падения в Париже? (Ответ. g = 980,943 см/с2.)
Реши устно
Какие басни Крылова связаны с физикой? (Ответ. «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Белка», «Обоз», «Лев и Комар» и др.).
Какие пословицы, связанные с физикой, можете назвать? (Ответ. «Как аукнется, так и откликнется» (3-й закон Ньютона), «Пеший конному не товарищ» (скорость), «Плетью обуха не перешибешь» (импульс) и т.д.).
Чему равно перемещение Земли за год относительно Солнца? (Ответ. 0.)
В какой точке на земном шаре g имеет максимальное значение? (Ответ. На полюсах.)
Реши письменно

Поезд длиной l = 300 м движется по горизонтальному мосту равномерно со скоростью v = = 36 км/ч. За какое время (в минутах) поезд пройдет мост, если длина моста L = 600 м? (Ответ. Полное время прохождения моста )
Нарисуй картинку (шуточную, связанную с физикой, например):

Эксперимент (команды набирают у учителя необходимые приборы и показывают опыт. Например, определяют жесткость k пружины, демонстрируют невесомость при падении динамометра с грузом и т.д.).
Пантомима (команды «играют» какое-нибудь физическое явление, например, две группы тянут друг друга в разные стороны и остаются в покое, а команда соперников должна отгадать, что это).
Физические явления (глядя на цветные вкладки из книги Л.А.Горева (Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985), указать, с каким физическим явлением они связаны).
Физические Куплеты (сочиняются по ходу всего урока).

Учи науку физику,
Она тебе нужна,
Когда сидишь за партой –
Реакция важна.

 

Главная ] Вверх ] Новости ] Это интересно ] Юмор ] Ссылки ] Поиск ] Гостевая книга ] Карта сайта ] Контакты ]

Рейтинг@Mail.ru

© Натали, Алекс и К° 2003 - 2011 г.                            

 

Hosted by uCoz