О деньгах для школы и не только о них
Все, что говорится и пишется о школе, содержит просьбу, требование денег. Однако есть основания считать, что деньги не устранят главные из проблем: дела в школе множеством нитей связаны с процессами в обществе, в мире, с сущностью человека и прочими фундаментальными обстоятельствами, на которые деньги повлиять не
могут. Предположим, зарплату учителям увеличили в 10 раз. Некоторым из них станет легче жить, но повысится ли от этого уровень преподавания? Боюсь, что нет. Предположим, все школы насыщены компьютерами. Ну и что? Будет, как если штангенциркулями пользоваться в качестве счетных палочек, даже хуже - вредные во всех отношениях
компьютерные игры. Предположим, во всех школах сделали “евроремонт”, такой, что даже неловко пользоваться туалетом по назначению. Лучше ли станет усвоение и запоминание изучаемого? (Я помню многое из того, что учил в послевоенное время в классе со щелястым полом и дымящейся печкой).
Таким образом, если пересадить сегодняшних школьников на ортопедически сверхобоснованные парты в сверкающем никелем и пластиком школьном помещении, при полном обеспечении компьютерами и видеоплейерами и с Марьей Васильевной в юбке “от Пантин-прови” у доски с программным управлением, будут ли устранены проблемы
школы? Боюсь, что нет. Вопросы, которые беспокоят сейчас, останутся. Не будем перечислять эти вопросы, их знают все причастные, поставим вопрос как генерал-беженец у Теффи: “Ке фер? Фер-то ке? “
Задача, если упростить формулировку, такая: дети не хотят учиться, а нам надо учить, им надо учиться, не дожидаясь, пока что-то то ли установится, то ли разрушится. Я вижу несколько решений. Одно из них описано ниже.
Подразделим массив подлежащего приобретению в школе на “Знание” и “знания по предмету”. Знания по предмету это год и значение Ватерлоо, свойства солей, определение призмы и т.п. Знание это упорядочение хаоса ощущаемого и наблюдаемого, это прикосновение к проникновению в замыслы Генерального Конструктора сущего.
Тяга к Знанию сопровождает нас от младенчества до старости. Приобщение к Знанию это потребность, заложенная в нас во всех, наряду с потребностями любить и есть. Примем следующее допущение: в каждом есть врожденная предрасположенность к получению Знания, но нет предрасположенности к таблице Менделеева и, вообще, к знаниям по
предметам. Стремление к Знанию это нечто природное, приобретение знаний по предметам - делается под давлением обстоятельств, внутренних и внешних, в любом случае имеет социальный характер и именно поэтому особенно уязвимо сейчас, когда “теплое общество”, кажется, разрушено, а “цивилизованное гражданское общество” еще не
построено. (Не дай бог дожить)
Будем исходить из этого допущения. В нормальной школьной ситуации возможно и нужно совмещать приобщение к Знанию и сообщение знаний по предметам. Сейчас это, пожалуй, невозможно. Приобщение к Знанию имеет два “удобства“: наличие предрасположенности, хотя бы на уровне любопытства, любознательности (очень емкие
слова, их существование – одно из свидетельств врожденности тяги к Знанию) и небольшой (сравнительно со “знаниями”) объем подлежащего обязательному запоминанию и воспроизведению. Опираясь на природные задатки возможно преподать Знание, а потом добавлять знания по предмету, дозировано, каждому “по его размеру. ”Нужно и
можно изловчиться и преподать, в первую очередь Знание и, сколько окажется возможным, знания по предмету. Знание так и так останется, человек, приобщенный к Знанию будет ощущать себя и восприниматься как образованный. Выучивший и забывший знания по предметам не отличается от не учившегося. Знания, в отличие от знаний, не
требуется “выучить и ответить”, их можно и нужно обсуждать и уже сам процесс обсуждения есть важный элемент образования. (Замечено, что обсуждение с двоечником-семиклассником может быть более содержательным, чем с иным “зашоренным” специалистом). Парадоксально, но Знание в математике зачастую доступней, чем знания, видимо,
сказывается природная предрасположенность. Математика это некий мост между миром вещей и миром мыслей. Одна из граней Знания в математике – это нечто божественное в смысле созидающее из ничего: определением в математике создается, возникает из небытия нечто до этого не бывшее. В любой другой области определить – значит как-то
назвать уже существующее. Интеграл и трапеция рождаются в тот момент, когда ставится точка в их определениях. Важнейшая грань Знания в физике: все, что утверждается, является результатом опыта, наблюдений, все формулы и т.п. это способы записи, использования и т.п. полученного из опыта. В физике человек открывает спрятанное, в
математике творит не бывшее до акта творения.
В качестве примера соотношения между Знанием и знаниями по предмету рассмотрим сформулированные почти полтора века назад уравнения Максвелла.
Допустим, мы имеем представление о электрическом заряде и о магните хотя бы на уровне знакомства с состоянием снимаемой синтетической рубашки, игрушек с использованием магнитов, компаса и т.п. Сущность первого уравнения Максвелла заключается в том, что сила взаимодействия зарядов зависит от расстояния между ними
так: дальше в два раза - слабее в четыре раза, дальше в три раза - слабее в девять раз, обратно пропорционально квадрату расстояния. (Так же обстоит дело с тяжестью и с освещенностью.) Эту сущность возможно воспринять, запомнить. Дальше можно развивать неограниченно. Следующим шагом, например, может быть формулировка закона
Кулона, который является и опытным обоснованием и слабеньким выражением уравнения в очень частном случае. Дальше, повторяю, неограниченно, но обилие утверждений не изменит “ядро” содержания уравнения, того, что является Знанием, все, что потом – это знания по предмету. Сущность второго (их четыре) уравнения : магнитного
заряда, в отличие от электрического, не существует, точнее, пока не обнаружено. Один карандаш может быть заряжен положительным зарядом, а другой – отрицательным. У магнита не так: если разломать стрелку компаса пополам, у каждого куска опять будет по два полюса, их невозможно разобщить. Есть множество форм записи уравнения,
удобные каждое на своем месте, в зависимости от обстоятельств применения, но сущность, Знание, это то, что сказано. Сущности оставшихся двух уравнений, заключающееся в них Знание: при любом изменении чего-то электрического, возникает, рождается что-то магнитное и наоборот. Точка.
Рассмотрим другой выход (также не требующий денег). Со времен Лицея в окрестностях Афин всех преподающих мучает вопрос типа: что возникает в голове ученика, когда он услышал от меня то, что он услышал, например, “значение трехчлена”. Более того, я, преподаватель, выдал какую-то тираду. Никто не знает, кто, даже из тех,
кто смотрел при этом на меня, слушал меня, все ли он услышал, или куски, и, самое главное, совпадает ли то, что возникло в голове у слушающего, с тем, что было в голове у говорящего. Это - один из вечных вопросов, можно о них думать и говорить, читать или писать, но надо и работать. Большим подспорьем в работе, особенно в условиях
сегодняшней сложности положения, может быть КСО. Эту аббревиатуру не хочется раскрывать, но придется: коллективный способ обучения. Не хотелось раскрывать потому, что название не отражает сущности: первое слово- это дань времени создания названия, второе слово - просто нет более удобного, т.к. в сущности это не способ, а скорее
идеология, подход. Третье слово годится. Здесь не время и не место говорить о КСО, желающий может в любой поисковой системе интернета запросить “коллективный способ обучения” и получить большой перечень сайтов, на которых можно ознакомиться с КСО. КСО это не выдумка какого-то светлого ума, это не самоделка, это систематизация,
осмысление, обобщение многого из того, что делалось, делается и, наверное, будет делаться. В нынешних условиях КСО, наверное, полезней, чем раньше. Его применение - один из способов решения текущих задач.
Таким образом, счастье не в деньгах и даже не в их количестве. Нужно и можно играть теми картами, которые сданы, не ждать пересдачи. Крупье, банкомет - шулера, или играй, или переквалифицируйся в управдомы.
Автор: Левон Григорян
преподаватель физики и математики