|
|
О.Б.Лущекина (учитель
физики, автор идеи, руководитель игры),
Л.П.Кабанова (учитель биологии и экологии), Е.Р.Коршунова (учитель математики), Е.В.Катонцева (учитель географии), Н.С.Урляпова (учитель немецкого и французского языков), школа № 307, г. Москва Ключи от форта № 307Большая игра. 7–8-й классыПять лет назад в нашей школе впервые была проведена игра-путешествие, которую ребята по аналогии с известной передачей назвали «Ключи от форта № 307». Позднее мы стали играть не только в физические, но и в математические, и в химические игры. К игре подключились младшие школьники (3–4-й классы). Возникла идея сделать интеллектуальную игру, которая содержала бы задания по разным предметам школьной программы (в основном естественно-математического цикла) и элементы подвижных игр. К подготовке были привлечены учителя математики, биологии, географии, иностранного языка, а проводить игру помогали учащиеся 9-го и 10-го классов (хозяева форта, этапов, сопровождающие команд). В игре участвовали ученики 8-х классов, т.к. это было в начале учебного года, но с таким же успехом можно играть в мае с учениками 7-х классов. Ребята остались довольны. Такие события всегда разнообразят нашу суровую школьную действительность. Надеюсь, что с этого года «Большая игра» станет традиционной – так же, как и ее предшественницы. В игре продолжительностью 1,5 ч участвуют 4 команды по 10 человек. За несколько дней до этого команды получают инструкцию, в которой описан порядок игры, выбирают капитанов и знатоков разных наук (физики, географии, математики, астрономии, биологии, экологии), а также знакомых с иностранными языками, азбукой Морзе, семафорной азбукой, умеющих обращаться с телескопом и микроскопом, ориентироваться по компасу. Игра начинается в большом помещении типа актового зала, где командам даются последние пояснения. Каждая команда получает сопровождающего, который помогает ориентироваться на этапах, выбирать отвечающего и т.д. Затем капитаны, отгадав кроссворд (с ключевым словом «Вперед»), получают маршрутный лист (маршруты составлены так, чтобы не пересекаться, причем каждый имеет свое название), и команды отправляются в путь. На каждом этапе (всего их 7) команда отвечает на вопрос или выполняет задание, получая баллы, а также проходит испытание в поиске очередного ключа. Старт – «Кроссворд»
1-й этап – «Физический» Лаборатория 1 (4 балла). Прочитайте график зависимости атмосферного давления от времени полета аэростата. Определите, сколько времени шар опускался, поднимался, летел на одной высоте. 2 (3 балла). Приведите в соответствие предлагаемые портреты знаменитых ученых с описаниями открытых ими явлений или законов, а также назовите ученого.
3 (3 балла). Поясните физический смысл знакомых чисел: 0%; 100%; 9,8 Н/кг; 1000 кг/ м3; 760 мм рт. ст.; 100 000 Па. Испытание. С помощью двух взвешиваний определите, в каком из семи футляров от «Киндер-сюрприза» находится ключ (все остальные футляры пустые). Футляры на весы кладет хозяин этапа. 2-й этап – «Географический» Метеорологическая станция (во дворе) 1 (7 баллов). Ответьте на один вопрос (по случайному выбору):
2 (3 балла). Соберите карту Африки из мозаики. Испытание (на улице). Ориентируясь по компасу, найдите местонахождение ключа по описанию: сделай 150 шагов на юг, 200 шагов – на восток, 100 – на север и 50 – на запад. 3-й этап – «Астрономический» Древняя обсерватория Установите соответствие между названиями планет (на табличках), их фотографиями из космоса, именами соответствующих древнегреческих богов (на табличках) и их статусом. (Название планеты + статус бога – 4 балла; название + статус + имя древнегреческого бога – 7 баллов; название + статус + имя древнегреческого бога + фотография из космоса – 10 баллов.)
Испытание. В бою подушками с древнегреческим богом, которого изображает стоящий на гимнастической скамейке мальчик, заставьте его коснуться ногой пола. Ключ прикреплен у него на спине. 4-й этап – «Математический» Храм мудрости 1 (1 балл). Сложите слово ПРИРОДА из наименьшего числа карточек: 2 (3 балла). Назовите как можно больше способов превращения данной фигуры в симметричную путем добавления к ней еще одного квадрата. 3 (6 баллов). Пройдите от А к В, набрав наименьшую сумму: двигаться можно только по горизонталям или вертикалям, при каждом ходе суммируя числа в соответствующих клетках. Испытание. Теннисными мячами сбейте как можно больше алюминиевых банок, установленных на барьере (на расстоянии 2 м). Учтите, что хозяин этапа попытается отбить мячи. В одной из банок спрятан ключ, так что необходимо проверять все сброшенные банки. 5-й этап – «Иностранный» Туристическое бюро Выполните задания на «чужом», не изучающемся в вашем классе языке, с подсказкой (шутливой иллюстрацией) или без. 1 (4 баллa). Из бутылки, выловленной в море, достали послания, написанные на трех языках. К сожалению, некоторые слова оказались размытыми. Похоже, что все записки одного содержания. Помогите перевести текст.
(Ответ. Загрязнение окружающей среды портит природную красоту нашей планеты. Цветы делают нашу планету прекраснее.) 2 (4 баллa). Перед вами три поговорки на английском, немецком и французском языках. Каждая переводится по-своему, но смысл их одинаков. Переведите на русский язык и подберите соответствующую русскую поговорку.
(Ответ. Как волка ни корми, а он все в лес смотрит.) 3 (2 балла). Переведите поговорку, имеющую одинаковый смысл на английском, французском и немецком языках и утверждающую, что в темноте человек цвета не различает.
(Ответ. Ночью все кошки серы.) Испытание. За 5 с оцените на глаз, шариков какого цвета больше всего (в большую плоскую коробку насыпаны желтые, белые, красные, синие, зеленые шарики). Ключ, привязанный к ленточке этого цвета, лежит в закрытой коробке, из которой торчат ленточки и всех других цветов. Если правильно угадаете цвет шариков – вытащите ключ, если нет – пустую ленточку. 6-й этап – «Экологический» Экологическая тропа 1 (5 баллов). Ответьте на вопрос по случайному выбору:
2 (по 0,5 балла за каждый ответ). Распознайте растения из Красной книги по фотографии или картинке. (Показаны женьшень, венерин башмачок, подснежник, лотос, калина, ландыш.) 1 (по 0,5 балла за каждый ответ). Чьи следы на тропе? (Показаны следы зайца, медведя, лисы, глухаря.) Испытание. Перенесите шишки из корзины, стоящей в одном углу класса, в противоположный угол, ступая по кубикам, которые расставлены через полметра. Шишки насыпайте в емкость на столике демонстрационного динамометра, к нижнему крючку которого подвешен ключ, до тех пор, пока ключ не коснется стола, – тогда его можно забрать. 7 этап – «Биологический» Заповедник 1 (2 балла). Узнайте птицу по голосу (кукушка, дятел, соловей, воробей, ворона). 2. Просмотрев по телевизору небольшой видеофрагмент, перечислите, кого вы увидели. Как можно назвать все показанные объекты? Кто из показанных на экране лишний в этой цепочке? (Если назовете правильно всех, получите 4 балла, назовете хищников – 2 балла, выделите лишнее – 2 балла.) (Ответ. Сова, скорпион, тигр, акула, медведь, хамелеон, лягушка, стрекоза, крокодил, непентес (кувшинчик) – всего 10 объектов. Все показанные – хищники; лишним является непентес, т.к. это растение, а все остальные – животные.) Испытание. Найдите ключ в одной из трехлитровых банок. (Банки с мукой, ракушками, киселем, клеем, опилками, песком расставлены в кабинете биологии, где есть возможность вымыть руки.) Когда команды проходят через все этапы и собирают ключи, сопровождающий приводит их в актовый зал. Капитан сдает ключи хозяевам форта и получает викторину из пятнадцати вопросов. Если команда принесла 7 ключей, то за каждый правильный ответ в викторине команда получает по 15 с для пребывания в сокровищнице, если ключей меньше – то по 10 с. Викторина
Сопровождающий сдает ответы хозяевам форта и получает маршрут «Охоты за подсказками». Команда должна пройти через четыре приключения, собрать подсказки и отгадать ключевое слово – фамилию писателя, в произведениях которого много описаний природы, достижений науки и техники, явлений из области физики, астрономии, географии и т.д. Подсказки – названия произведений этого писателя. Если классы сильные, можно задачу усложнить и в качестве подсказок брать только одно слово из названия. Например, «Из пушки на Луну» – подсказка пушка. Сначала лучше загадывать менее известные произведения, а под конец – узнаваемые на 100%. Мы использовали произведения Жюля Верна («Мятежники с "Баунти"», «Из пушки на Луну», «Вокруг света в 80 дней», «Дети капитана Гранта») и Александра Беляева («Остров погибших кораблей», «Ариэль», «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия»). Охота за подсказками
Собравшись в сокровищнице (актовом зале), команда по словам-подсказкам додумывает ключевое слово. К этому времени хозяева форта подсчитывают количество баллов, набранное командами, и время, выигранное ими для пребывания в сокровищнице. На сцене на шариках, заполненных гелием, подвешены пакетики с восемью воздушными шариками, на каждом из которых написаны буквы. Команда должна за положенное ей время надуть все шарики и, взяв их в руки, правильно сложить фамилию писателя. Команда, первой закончившая этот этап, завоевывает дополнительные баллы. Команда-победительница получает приз. Наиболее отличившиеся игроки (их помогают определить хозяева этапов) награждаются персональными призами – книгами по физике, математике, биологии, астрономии и т.д. |
© Натали, Алекс и К° 2003 - 2011 г.
|