|
|
Главная > Это интересно > Сто тысяч почему > Оптика. Часть 3 Предыдущие вопросы Следующие вопросы Триболюминесценция 21 Свечение сахара. Как-то поздней ночью я размешивал в стакане сухой сахарный песок. Неожиданно погас свет. Продолжая мешать сахар, я увидел сквозь стенки стакана короткие вспышки света. Каким образом механические напряжения, возникающие при помешивании, могли вызвать такое свечение? 22. Загар и солнечные ожоги. Что именно вызывает загар и солнечные ожоги? Обусловлены ли эти два эффекта светом одной и той же длины волны? Почему риск получить солнечные ожоги уменьшается, когда ваше тело уже покрыто загаром? Может ли человек с темной кожей получить солнечный ожог с той же легкостью, что и человек со светлой кожей? Каким образом различные кремы и лосьоны для загара предотвращают ожоги и способствуют загару? Действительно ли их действие таково, как в этом убеждает реклама? Если подобные средства не пропускают ту часть солнечного излучения, которая вызывает ожог, то не препятствуют ли они тем самым и получению загара? Почему ожоги и загар менее вероятны, если солнце находится низко над горизонтом или вы защищены от него стеклом? Почему загореть (и получить ожоги) легче на пляже, чем на лужайке? Фотохимия, пропускание света 23. Светочувствительные солнечные очки. Существуют солнечные очки, которые меняют свою прозрачность в зависимости от освещения: в помещении они светлые, но стоит выйти на солнечный свет, как они темнеют. Однако в отсутствие солнечного освещения прозрачность быстро восстанавливается. Чем вызваны эти обратимые изменения светопропускания стекла? Цветовой эффект Лэнда восприятие цвета 24. “Воображаемые” цвета. Если предмет выглядит синим, значит, он излучает синий свет, не так ли? Вообще, как казалось бы, любой видимый нами цвет должен соответствовать определенной длине волны света или комбинации нескольких длин волн Эдвин Лэнд несколькими простыми опытами, которые легко проделать дома, поставил это утверждение под сомнение. Что получится, если вы сделаете два черно-белых диапозитива (один через красный фильтр, а другой — через зеленый) с одного и того же цветного пейзажа? Разумеется, два черно-белых слайда: что еще можно получить на черно-белой пленке! Теперь, пользуясь двумя диапроекторами, спроецируйте свои слайды на экран. Перед объективом проектора, через который проецируется диапозитив, сделанный через красный светофильтр, поставьте красный фильтр; “зеленый” же диапозитив можно проецировать в обычном белом свете. Что же вы увидите на экране? Несмотря на то что оба слайда черно-белые и при проекции вы пользуетесь только красным цветом, совмещенное на экране изображение полностью воспроизведет всю гамму красок сфотографированного пейзажа. Для этой цели пригодны обычные светофильтры. Единственное, что нужно, — это два фильтра разных цветов; впрочем достаточно даже одного цветного фильтра, но тогда второй снимок нужно сделать в белом свете. Оба слайда можно даже сделать через фильтры одного цвета, лишь бы длины волн пропускания у них слегка отличались. Почему же на экране полностью восстанавливаются краски исходного объекта, хотя, как казалось бы, в каждом снимке информация о цвете полностью утрачена? А теперь вернемся к нашему вопросу: если предмет выглядит синим, то должен ли он обязательно испускать синий цвет? 25. “Плавающие” телевизионные изображения. Глядя в темной комнате на экран телевизора, быстро переведите глаза сначала на полметра влево от экрана, а потом тут же — на полметра вправо. Вы увидите яркое, детальное, призрачное изображение телевизионного кадра, “висящее” в воздухе справа от экрана. Иногда даже возникают три-четыре изображения, каждое в виде на клоненного вправо параллелограмма. Почему появляются эти призрачные изображения и почему они наклонены? Сохранится ли их наклон, если вы переведете глаза в другую сторону? Возникнут ли аналогичные призрачные изображения, если перевести глаза вверх или вниз? 26. Объемные кинофильмы, плакаты, открытки. Существуют два способа изготовления стереофильмов и забавных книжек с объемными картинками. При первом из них картинки печатаются в двух цветах: красном и зеленом, а рассматривают их через дешевые очки, где в одну половину оправы вставлены зеленый целлофан, а в другую — красный. Второй способ состоит в том, что в очки и объективы двух кинопроекторов, через которые изображения одновременно проецируют на экран, вставлены поляроидные стекла. Каким образом эти способы создают иллюзию объемного изображения? Как вам, видимо, известно, стереокино не получило большого распространения; это означает, что в нем скрыты какие-то недостатки. В чем же тут проблема, если не считать неудобства ношения очков? Предыдущие вопросы Следующие вопросы Исп. литература: Физический фейерверк (Вопросы и ответы по физике) — М.: Мир, 1979 Главная > Это интересно > Сто тысяч почему > Оптика. Часть 3 |
© Натали, Алекс и К° 2003 - 2011 г.
|