Дело о котлах и лошадях
Некий английский пивовар
решил купить одну из первых паровых
машин Уатта для привода насоса. Он
спросил инженера:
— Сколько лошадей заменит
ваша машина?
— Три-четыре примерно...
— Когда я продаю пиво, я же не
говорю "в бочке примерно двадцать
галлонов", — возразил промышленник,
бочка у меня вымерена точно. Я хочу
знать, сколько лошадей я перестану
кормить?
Тут Уатт задумался, как
сопоставить силу лошадей и машины. Он
догадался заставить выносливую лошадь
работать в упряжи водяного насоса до
полного изнеможения, а затем
подсчитать, какое количество воды она
накачает на определенную высоту. Так и
сделали. Средняя работа лошади за одну
минуту оказалась равна 33 000 фунтофутов (или
76 килограммометров в секунду в
метрической системе мер).
Так в 1784 г. впервые в технике
появилось понятие мощности, хотя сам
этот термин возник позднее. Уатт
предложил измерять мощь машин в "лошадиных
силах", так как это было очень
наглядно и понятно всем. Правда,
международная единица "1 л.с." была
принята чуть меньшей — ее округлили до
75 кгм/с.
В 1889 г. (через 70 лет после
смерти Уатта) на втором конгрессе
электротехников была принята
международная единица мощности "ватт"
— в честь знаменитого британца. Так как
1 ватт — это, по определению, 1 ньютон на
метр в секунду, а один килограмм тянет к
земле сила примерно в 9,81 н, то мощность
в одну "лошадь" оказалась равна 736
ваттам. Вот такая забавная арифметика.
Любопытно, что на самом деле
"одну л.с." могут развивать лишь
самые сильные лошади, да и то в течение
небольшого времени. Мощность обычной
средней кобылки примерно вдвое меньше.
Так что тот пивовар сэкономил гораздо
больше овса, чем считал Уатт...
Впрочем, споры о том, что
выгоднее — лошадь или паровая машина,
не утихали еще многие годы. И если на
железной дороге пар вытеснил животных
очень быстро, то на обычных дорогах
только появление бензиновых экипажей
окончательно решило судьбу лошадей —
новые движки показали кпд гораздо
больший, чем у лучших паровых машин.
Но до того целых сто лет
паровые дорожные экипажи оставались
символом процветания и модным
общественным транспортом, особенно в
Англии, где даже курсировали
междугородные паровые дилижансы. От
этой "паровой" эпохи нам осталось
любопытное напоминание. "Шофер" по-французски
— "кочегар". Это слово закрепилось
за водителями автомобилей как раз
потому, что первые "само беглые
повозки" были паровыми — шоферы
кидали в их топки уголь.
Во времена Уатта еще не умели
считать коэффициент полезного
действия. Даже не было такого понятия —
кпд. Ведь ученые еще не умели выражать в
одних и тех же единицах механическую
работу и количество теплоты,
вырабатываемой топливом, а значит, и не
могли их сопоставить. Лишь в 1840-х годах
появилось понятие кпд. Когда посчитали
параметры уаттовских машин, инженеры
были удивлены — их кпд не превышал 3%.
Именно такая доля энергии,
содержащаяся в угле, шла на полезную
работу. Но это не помешало изобретению
гениального механика завоевать весь
свет.
Леонид
Попов
“Алфавит”
№ 37 (95) от 13.09.2000