Главная > Это
интересно > Новости
физики и космонавтики > Новости физики
и космоса. Выпуск 21
Новости физики и
космоса.
Выпуск 21 (28
ноября - 4 декабря)
|
ИТЭР будет построен в
Кадараше
Европейский Союз принял
решение начать осуществление проекта
ядерного реактора ИТЭР в Кадараше (Франция),
не дожидаясь согласия Японии и Южной
Кореи. Об этом объявил один из
руководителей проекта ИТЭР Паскаль
Гарен, выступая на третьей сессии
международного форума «Энергетика и
геополитика», проходящем в Ницце.
Стоимость проекта ИТЭР, в котором
помимо Евросоюза участвуют Россия и
Китай, составит 10 млрд евро в расчете
на 30 лет.
Кадараш, подчеркнул Паскаль
Гарен, – идеальное место для
осуществления этого проекта будущего.
Его особенностью является то, что
реакция ядерного синтеза в отличие от
реакции ядерного распада не дает
радиоактивных отходов и может быть
управляема и остановлена в любое время.
Руководитель проекта отметил
важнейшую роль России в его
осуществлении. Он назвал Россию одним
из главных разработчиков технологии по
реактору ИТЭР и отметил, что
большинство нововведений в его
осуществлении приходит из России, в
частности, проект ТОКАМАК.
Стоимость проекта ИТЭР, в
котором помимо Евросоюза участвуют
Россия и Китай, составит 10 млрд евро
в расчете на 30 лет. Проект является
сугубо международной структурой, и его
директор будет отчитываться перед
всеми участниками проекта. Реактор
ИТЭР, как ожидается, будет построен
рядом с центром Комиссариата по
атомной энергии Франции.
В дискуссии по проекту ИТЭР
участники форума отметили, что не
следует сводить сотрудничество между
Европейским союзом и Россией в
энергетической сфере к диалогу
поставщика и покупателя
энергоносителей. Многие из них
подчеркнули, что пришло время
развивать сотрудничество и связи с
Российской Федерацией по многим
направлениям, в том числе и в
наукоемких отраслях. Такие проекты, как
ИТЭР подтверждают необходимость
расширения такого сотрудничества. |
Физики воссоздадут
работающий на спирте холодильник
Эйнштейна
Германские физики
приступили к созданию изобретенного
Альбертом Эйнштейном абсорбционного
холодильника, работающего на спирте,
сообщается на сайте газеты The Guardian.
Практически ни в одной из
биографий автора теории
относительности не отмечен тот факт,
что на счету основателя современной
физики было два десятка патентов на
различные технические изобретения.
Большинство из них так или иначе
касается холодильных машин, которые
великий теоретик создавал в
соавторстве с крупнейшим ядерным
физиком Лео Сцилардом, одним из
создателей первого ядерного реактора.
Компрессор
сконструированного ими в 1925 году
абсорбционного холодильника, в отличие
от широко распространенных в настоящее
время компрессионных, не имел
движущихся частей. В качестве
хладагента в нем использовался не
фреон, а бутан или аммиак.
В представленном в 1927 году на
Лейпцигской ярмарке
усовершенствованном холодильнике для
охлаждения использовался уже
метиловый спирт. Несмотря на то, что
этот холодильник по свидетельству
очевидцев "выл, как шакал", один из
электротехнических концернов купил
патент на него за 12 тысяч марок. Но в
серийное производство воющий
холодильник так никогда и не был
запущен.
Германские физики решили
воссоздать холодильник Эйнштейна и
Сциларда в рамках подготовки к
торжественным мероприятиям, связанным
с именем гения XX века. В 2005 году
исполниться сто лет созданной им
теории относительности, а также 50 лет
со дня смерти Эйнштейна. |
РКК «Энергия» представила
макет космического корабля
Руководство РКК «Энергия»
впервые представило журналистам
конструкторско-компоновочный макет
многоразового космического корабля «Клипер»,
идущего на смену сегодняшним «Союзам».
Макет, выполненный в натуральную
величину, представляет собой полую
капсулу, разделенную на шестиместную
кабину, двигательный и бытовой отсеки.
«Если были бы средства к 2010,
максимум – 2012 году, мы могли бы уже
сделать первый запуск нового
космического корабля», – сообщил
журналистам заместитель генерального
конструктора РКК «Энергия», отвечающий
за проект «Клипер», Валерий Рюмин. По
его словам, «Клипер» – это корабль
будущего. Своими размерами и массой он
значительно превосходит нынешний «Союз».
Максимальная длина космического
корабля – около 10 метров, диаметр –
около 3,5 метра, стартовая масса – 14,5
тонны, то есть в два раза больше, чем у «Союза».
«Я не верю, чтобы американцы
приняли участие в этом проекте. Ведь
они всегда хотят быть первыми. А вот
Европа вполне бы могла подключиться к
реализации проекта «Клипер», – сказал
Рюмин. Он добавил, что 13 января в РКК «Энергия»
прибудет очередная делегация
Европейского космического агентства
для обсуждения возможности участия в
проекте. По словам генерального
конструктора и президента РКК «Энергия»
Юрия Семенова, стоимость «Клипера»
будет примерно в десять раз меньше, чем
у разрабатываемых в США аналогов.
По предварительным оценкам,
стоимость проекта «Клипер», включая
экспериментальную отработку и
изготовление первого летного образца,
составляет около 10 миллиардов рублей в
ценах 2004 года. Ресурс конструкции и
приборов нового космического корабля
рассчитан на 20...25 полетов и на
десятилетний срок эксплуатации.
Лобовой щит, парашюты, двигатели мягкой
посадки предполагается заменять перед
каждым полетом. В конструкции
шестиместного космического корабля
используются теплозащитные материалы,
ранее разработанные для кораблей «Союз»
и «Буран». Внутренний объем
герметичной кабины «Клипера» увеличен
в пять раз, и поэтому значительно более
комфортен по сравнению с кораблями «Союз».
Выведение «Клипера» на
орбиту планируется осуществлять с
помощью ракеты-носителя «Зенит». Кроме
того, прорабатывается вариант
выведения корабля новой ракетой «Онега»,
разработка которой проводится в РКК «Энергия». |
Россия построит аналог GPS
вместе с Индией
Россия и Индия подпишут
соглашение о стратегическом
партнерстве в строительстве, развитии
и эксплуатации российской спутниковой
системы глобального позиционирования
ГЛОНАСС. Как сообщил глава Роскосмоса
Анатолий Перминов, предварительная
договоренность о сотрудничестве двух
стран уже заключена. По его словам,
Россия и Индия также намерены
подписать межправительственное
соглашение об использовании
космического пространства в мирных
целях, передает агентство РИА "Новости".
Как сообщил Перминов, к 2007
году Россия при участии Индии
планирует увеличить орбитальную
группировку ГЛОНАСС до 18 спутников, что
позволит системе полноценно работать
на территории обеих стран. На
сегодняшний день в рамках программы
ГЛОНАСС запущены только 11 спутников.
Чтобы система покрывала весь земной
шар, необходимо вывести на орбиту 24
спутника.
Перминова отметил, что по
условиям соглашения навигационные
спутники будут выводить в космос как на
российских, так и на индийских ракетах.
Запуски планируется выполнять с
космодромов России и Индии. По словам
главы Роскосмоса, договоренность
предусматривает перевод российской
навигационной системы на новые
космические аппараты ГЛОНАСС-М и
ГЛОНАСС-К. В перспективе Перминов
обещает довести точность
позиционирования до 1 метра.
Как сообщил руководитель
Роскосмоса, ГЛОНАСС будет работать на
коммерческих началах. По его словам,
пример американской навигационной
системы GPS показал, что коммерческая
эксплуатация навигационных спутников
очень выгодна. Говоря о партнерстве с
Индией, Перминов отметил, что по
объемам финансирования гражданских
программ космической отрасли Индия в
ближайшие пять лет опередит Россию.
Выступая перед журналистами,
глава Роскосмоса также рассказал о
сотрудничестве с Американским
аэрокосмическим агентством (NASA).
Перминов сообщил, что Роскосмос принял
официальное приглашение NASA и
согласился участвовать в американской
лунной программе, предусматривающей
строительство постоянной станции на
естественном спутнике Земли. Вместе с
тем Перминов сообщил, что пока неясно, в
каком качестве Россия будет
сотрудничать с американской стороной.
По его словам, американцы не утвердили
ни объемы, ни сроки, ни порядок
финансирования работ по лунной
программе. |
Лазерное ПРО уже не
фантастика
Успешное испытание
Пентагоном боевого лазера воздушного
базирования свидетельствует о том, что
военное превосходство США в
аэрокосмическом пространстве грозит
стать абсолютным. Прошедшая неделя
ознаменовалась эпохальным достижением
в развитии боевых аэрокосмических
систем нового поколения и систем
противоракетной обороны. Как сообщает
Space Daily, 10 ноября на авиабазе Эдвардс
успешно прошли первые испытания
боевого лазера авиационного
базирования, предназначенного для
поражения баллистических ракет на
активном участке траектории,
непосредственно после пуска.
Агентство противоракетной
обороны США сообщило об успешном
проведении испытаний боевого лазера
воздушного базирования ABL (Airborne Laser),
устанавливаемого на борту
модифицированного самолета Boeing 747-400F. В
ходе испытаний, получивших обозначение
«первый свет» (First Light) и состоявшихся 10
ноября на авиабазе Эдвардс,
испытывался сам боевой лазер на полную
мощность и все элементы системы. Лазер
и все элементы боевой системы
находился в фюзеляже «Боинга» на земле,
в специальном здании на авиабазе. Были
задействованы все шесть излучающих
элементов лазера COIL мегаваттной
мощности (Chemical Oxygen Iodine Laser, химический
кислород-йодный лазер).
«Успешные испытания
показали, что группа разработчиков ABL
сумела решить инженерные и
конструкторские задачи, позволившие
разместить самый мощный в мире лазер на
борту самолета, – заявил Вес Буш,
президент компании Northrop Grumman Space Technology.
– Это представляет собой выдающееся
достижение, позволившее совершить
огромный шаг вперед на пути к созданию
лазерных систем вооружений».
Боевая лазерная система ABL
предназначена для автономного
обнаружения, слежения и поражения
баллистических ракет на активном
участке траектории полета. Мегаваттный
инфракрасный лазер с кардинально новой
оптической системой обеспечивает
фокусировку лазерного излучения в
пятне размером с баскетбольный мяч на
расстояниях во многие сотни километров
до цели. Управление лазером и оптикой
осуществляется с помощью компьютерной
системы, обеспечивающей отслеживание,
идентификацию потенциальных целей и
определение приоритетных целей для
поражения.
Реализация программы ABL
возложена на агентство
противоракетной обороны США, работы по
созданию боевого лазера ведутся военно-воздушными
силами в сотрудничестве с корпорациями
Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman на авиабазе
Киртлэнд (г. Альбукерке, штат Нью-Мексико).
Boeing разрабатывает систему управления и
модифицированный вариант самолета
747...400, а также обеспечивает общую
интеграцию систем комплекса. Lockheed Martin
разрабатывает систему управления
лучом, Northrop Grumman – лазер COIL.
Система на базе лазера
воздушного базирования, перспектива
взятия которой на вооружение сегодня
близка как никогда, представляет собой
существенный шаг вперед в деле
обеспечения надежной эшелонированной
противоракетной обороны, резко снижая
шансы потенциального противника на
пуск своих баллистических ракет.
Подобный самолет, даже находясь над
территорией сопредельных государств,
способен отслеживать на огромной
территории пуски ракет с любых
комплексов, в том числе мобильных, и тут
же уничтожать их. Подобная система
может представлять существенную
угрозу и для России – в особенности с
учетом того, что американские самолеты-шпионы
подбираются к нашим границам все ближе
и все настойчивей. |
Сервис поиска научной
литературы
Google запустила новый сервис
поиска Google Scholar, предназначенный,
главным образом, для сотрудников
научных и образовательных учреждений.
Сервис предоставляет больше
возможностей для поиска научной и
технической информации, книг и веб-сайтов
вузов. Информация, которую можно искать
с помощью новой услуги, включает весь
спектр научных дисциплин от медицины и
физики до экономики и информационных
технологий. Результаты поиска можно
располагать по степени цитирования,
дате и т.д. Для наиболее корректного
индексирования источников,
специалисты Google использовали помощь
известных издателей научной и
технической литературы. Поэтому Google
Scholar позволяет находить ресурсы, обычно
недоступные для пользователей. Сервис
Google Scholar предоставляется бесплатно. |
Главная > Это
интересно > Новости
физики и космонавтики > Новости физики
и космоса. Выпуск 21 |