Главная > Это
интересно > Физика как
развлечение > Физическое лото
Большой интерес у школьников VI—VII классов
вызывает игра, построенная по принципу
парных картинок (лото). Такое лото следует
применять в целях проверки и закрепления
знаний учащихся по большой теме курса; для
упражнения в использовании физических
законов, формул; для развития у учащихся
умения логически правильно и связно
обосновывать свое мнение.
Играющим
раздают карты с рисунками, изображающими:
физические явления; портрет ученого;
рисунок опыта, схему; физический прибор и т.
д. Количество рисунков на большой карте
определяется временем, отведенным на игру.
Маленькие карточки, на которых
написано название явления, формулировка
закона, соотношение между величинами и т. д.,
ведущий перемешивает, выбирает одну и
громко читает ее текст. Играющий, у которого
на большой карте есть соответствующий
рисунок, должен ответить либо
формулировкой закона, объясняя рисунок,
либо названием явления или соотношения
между величинами и т. д.
При правильном ответе маленькой
карточкой закрывают соответствующий
рисунок на большой. При неправильном ответе
карточка остается у ведущего. Выигрывает
тот, кто раньше всех закроет большую карту.
После его выхода из игры игра может
продолжаться с остальными участниками.
Например, лото, составленное для
учащихся VI
класса по теме “Свойства жидкостей и газов”,
состоит из 15
больших карт, по 4
рисунка на каждой.
На больших картах могут встречаться
одинаковые физические явления, но рисунки,
поясняющие их, должны быть разными.
Следует отметить, что одна и та же
маленькая карточка может быть общей для
нескольких больших. В этом случае играющим
предоставляется право закрыть поле большой
карточки свободной фишкой, но
предварительно нужно дополнить или
поправить товарища.
Тексты маленьких карточек для этой игры
были составлены самими учащимися в
стихотворной форме, что не является
обязательным для любого лото.
Вот некоторые из этих текстов:
|
№ 1.1. |
Для сообщающихся сосудов.
Случай видно необычный.
Жидкость разная, и сразу
Уровень ее различный.
|
|
|
№ 2.2.
|
Если хотите, проверьте дома:
Выталкивающая сила зависит от
объема.
|
|
|
№ 3.1.
|
Вопрос непрост,
Прошу подумать всех:
Докажет кто, что жидкость
Давит снизу
вверх?
|
|
|
№ 3.2.
|
Скажи, какой
великий человек
Прославил свой далекий древний век
Тем,
что открыл для жидкости закон,
Тем, что
навек был в физику влюблен.
|
|
|
№ 4.1. |
Посмотреть на этот опыт
Все бегут
как на пожар.
Не качай—лежит
пластинкой,
Откачаешь воздух—шар. |
|
|
№ 4.2. |
На
первый взгляд тут все не в норме,
Но
нам доказано давно,
Что
независимо от формы
Давленье
жидкости на дно |
|
|
№ 5.1. |
Если
взять два разных тела,
В
жидкость опустить одну,
Видно,
что одно всплывает,
А
другое — в миг ко дну.
Жидкость
та ж, сомненья нет,
Ну,
а в чем же тут секрет? |
|
|
№ 6.1. |
Кто
нам ответит на такой вопрос:
Как
очень быстро через речку сделать мост? |
|
|
№ 6.2. |
У
древних были камень и дубина,
Ну,
а у нас на жидкости машина. |
|
|
№ 7.1. |
Сумел
кто сразу догадаться,
Что
если на гору подняться,
Давленье
будет уменьшаться? |
|
|
№ 7.2. |
К
тем, кто маме помогает,
Чистоту
кто уважает,
Обращен
такой вопрос:
Как
устроен наш помощник,
Вытиральщик
и уборщик,
Наш
домашний пылесос? |
|
|
№ 11.1. |
В
свойство "легкость тел" не веря,
Кто
вес воздуха измерил? |
|
|
№ 11.2. |
А
ну-ка, быстро посмотри
И
разреши сомненье.
Скажи
нам, как узнать внутри
У
жидкости давленье? |
|
|
№ 12.1. |
Скажите,
мог бы кто-нибудь поверить,
Что
на глазах у множества людей
Докажут,
что два медных полушария
Сильнее
двух десятков лошадей? |
|
|
№ 13.1. |
Затонуло
судно в море,
Ценный
груз — большое горе.
Давайте
вместе все решать,
Как
его со дна поднять. |
|
|
№ 13.2. |
Поднимаемся
мы в гору,
Стало
трудно нам дышать,
А
какие есть приборы,
Чтоб
давленье измерять? |
|
|
№ 14. |
Если
тело в жидкость опустить,
Будет
жидкость снизу на него давить.
Почему
же тело погружается?
Может
быть, здесь физика кончается? |
|
Вопросы
можно составить и в другой форме
|
|
№ 1 |
-
Каково
условие плавания тел?
-
Где
применяются приборы, основанные на
действии атмосферного давления?
-
В
чем заключается основное свойство
сообщающихся сосудов?
-
Почему
в жидкостных барометрах
используется ртуть, а не вода?
|
|
№ 8 |
-
Какие
установки применяют для
исследования морских глубин
-
Каков
принцип действия гидравлической машины?
-
Как устроен и
действует поршневой насос?
-
Почему
различные тела погружаются в жидкость на
разную глубину?
|
|
№ 15 |
-
Назовите имя
ученого, который первым измерил
атмосферное давление.
-
Как рассчитать
атмосферное давление?
-
Как устроены
летательные аппараты, которые легче
воздуха?
|
Опубликовано:
И.Я. Ланина. Внеклассная работа по физике. —
М.: Просвещение, 1977.
Главная > Это
интересно > Физика как
развлечение > Физическое лото
|