Новости физики и космонавтики.В.15

Главная ] Вверх ] Новости ] Это интересно ] Юмор ] Ссылки ] Поиск ] Гостевая книга ] Карта сайта ] Контакты ]

Главная > Это интересно > Новости  физики и космонавтики > Новости физики и космонавтики. Выпуск 15

Новости физики и космонавтики. Выпуск 15 (17 - 23 октября)

Итальянские ученые подтвердили теорию относительности Эйнштейна

Итальянские ученые подтвердили справедливость общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Об этом сообщает сайт CNN.com.

Группа исследователей Университета Лецца (Universita di Lecce) под руководством Игнацио Кьюфолини (Ignazio Ciufolini) 11 лет вела наблюдения за движением двух орбитальных спутников LAGEOS and LAGEOS 2, напоминающих мячи для гольфа диаметром чуть больше полуметра.

Если вращение Земли искривляет окружающее ее пространство, полагали ученые, то и траектория движение спутников должна подвергаться воздействию планеты. В результате многолетних наблюдений выяснилось, что спутники действительно отклоняются от заданной орбиты приблизительно на 2 метра в год.

Это эффект, названный австрийскими физиками Джозефом Ленсе (Joseph Lense) и Хансом Тирринг (Hans Thirring) "захватом системы отсчета" (frame dragging), является модификацией более простых аспектов гравитации, изложенных Исааком Ньютоном, который утверждал, что гравитация является нечто большим, нежели притяжение тел друг к другу, а именно результатом перемещения тел в искривленном пространстве-времени. Ленсе и Тирринг сформулировали эффект frame dragging в 1918 году, через два года после открытия Эйнштейном теории относительности .

Он возникает вблизи любого вращающегося массивного тела, который деформирует пространство-время вокруг себя. Если представить локальное пространство-время как покрывало, а Землю - как шар, лежащий в его середине, то любое другое тело, перемещающееся к Земле по покрывалу, будет постепенно соскальзывть по искривленной поверхности.

Проведенный исследователями эксперимент, по словам физика колорадского университета Нэйла Эшби (Neil Ashby), будучи первым достаточно точным подтверждение frame dragging, имеет важнейшее значения для развития науки.

Альберт Эйнштейн сформулировал общую теорию относительности в 1916 году, и сейчас она является одной из основополагающих в современной физике. Если бы результаты проведенного группой Кьюфолини исследования не подтвердили теоретические выкладки Эйнштейна, тогда, возможно, ученым пришлось бы столкнуться с необходимостью создания новой теории структуры вселенной и движения материи

Общепринятая теория формирования планет оказалась ошибочной

В понедельник американские астрономы заявили, что формирование планет происходит в несколько иных условиях, чем считалось ранее, сообщается на сайте газеты New York Times. Поводом для такого заявления стали наблюдения за зарождающимися звездами и газовыми облаками вокруг них, сделанные в инфракрасном диапазоне с помощью космического телескопа Spitzer.

Согласно общепринятой теории, протозвездное облако, состоящее из газа, сжимается под действием собственной гравитации. Постепенно в его центре нарастает плотность, что приводит к термоядерным реакциям и образованию звезды, а на периферии формируются пылевые облака в форме тора. В результате их охлаждения и постепенного слипания пыли в крупные тела в течение нескольких миллионов лет и образуются планеты.

Однако, по словам ученых, большую роль в формировании планет играет медленное слипание не пыли, а тел астероидных размеров, которые также образуются из пылевых облаков. Причем процесс возникновения планет идет гораздо медленнее, чем предполагалось ранее, до нескольких сотен миллионов лет. Кроме того, планеты могут формироваться не только вокруг молодых звезд.

По словам астрономов из университета Аризоны, они изучили 266 близлежащих звезд, и у 71 были обнаружены пылевые облака, по всей видимости, содержащие планеты на разной стадии формирования. Эти звезды имеют массу, превышающую солнечную примерно в два с половиной раза, и расположены на расстоянии 20 - 500 световых лет от Земли.

Ученые утверждают, что их наблюдения позволяют не только по-иному взглянуть на возникновение Солнечной системы, но и предположить, что во Вселенной окажется достаточно много планет земного типа.

Земляне истощают ресурсы планеты с космической скоростью

Человечество потребляет на 20 процентов больше ресурсов, чем может воспроизвести наша планета. Как сообщается на сайте газеты Financial Times, подобный вывод содержится в докладе Всемирного фонда дикой природы (WWF).

Расчеты специалистов показывают, что антропогенная нагрузка на природу выросла по сравнению с 1961 годом энергетический компонент нагрузки увеличился на 700 процентов. Растущее потребление ископаемого топлива, то есть угля, нефти и природного газа, привело и к увеличению площади, необходимой для поглощения высвобождаемого в результате сжигания углекислого газа. Специалисты фонда отмечают, что чрезмерная эксплуатация этих видов топлива ставит человечество перед угрозой глобальных климатических изменений.

Китайцы создали автомобиль, насыщающий воздух кислородом

На проходящем в Шанхае "ралли экологически чистых автомобилей" Michelin Challenge Bibendum китайские разработчики представили транспортное средство, которое не только не загрязняет атмосферу, но еще и обогащает воздух кислородом. Об этом сообщает Associated Press.

"Хабо" (Habo) - один из 150 экспериментальных автомобилей, представленных на выставке. Под его капотом - множество хромированных канистр вместо обычного двигателя. Топливом "Хабо" служит не бензин, а перекись водорода, которая реагирует с серебром, вырабатывая кислород. Вместо вредных углекислых газов автомобиль выпускает в атмосферу водяной пар.

Руководитель группы разработчиков Ван Ганг (Wan Gang), президент шанхайского университета Тонгжи (Shanghai's Tongji University), признает, что "Хабо" нуждается в доработке: оборудование заполняет все свободное место. "У нас было только три месяца для его создания, поэтому с эстетической точки зрения машина еще не совсем готова," - сказал Ван Ганг.

Политика китайского правительства, направленная на развитие "чистых транспортных средств", является следствием планов проведения Китаем в 2008 году Олимпийских Игр в Пекине и всемирной выставки в Шанхае в 2010 году. К этому также подстегивает стремительный рост цен на энергоносители, в частности, на сырую нефть.

Пекин заявил об амбициозных планах превратить Китай в гигант мирового автопрома еще в 80-х, и уже достиг серьезных успехов на этом поприще. В 2003 году объемы продаж автомобилей в стране подскочили на 75 процентов по сравнению с 2002 годом, вследствие чего автогиганты, большинство которых уже имеет значительные доли в предприятиях страны, объявили о планах новых миллиардных инвестиций.

Дэвид Чен (David Chen), вице-президент "Дженерал Моторс Китай" (General Motors China), полагает, что развитие автомобильной промышленности в стране не должно идти по стандартному пути. Поскольку индустрия еще слишком молода, страна находится в идеальном положении, чтобы развивать транспорные средства, работающие на альтернативных источниках энергии, сказал он.

Бразилия впервые запустила ракету в космос

Бразилия выполнила первый успешный запуск космической ракеты, передает агентство Associated Press. Как сообщили в исследовательском отделе бразильских военно-воздушных сил, двуступенчатая ракета VSB-30 (Brazilian Exploration Vehicle) стартовала в субботу с космодрома Алькантара.

Первые три попытки Бразилии вывести ракеты в космос завершились неудачно. В 1997 году ракета упала в Атлантический океан вскоре после старта. Двумя годами позже центру управления полетами пришлось взорвать ракету после запуска, поскольку она отклонилась от заданного курса.

Наконец, в августе прошлого года ракета с двумя исследовательскими спутниками на борту взорвалась на стартовой платформе за три дня до запланированного запуска. В результате аварии погиб 21 сотрудник Бразильского космического агентства.

Ракета VSB-30 может брать на борт около 400 килограммов груза и подниматься на высоту до 250 километров. Бразилия планирует использовать ее для развития собственной космической программы и поставлять на экспорт. Ожидается, что Европейское космическое агентство закупит VSB-30 на замену британским ракетам такого же класса Skylark.

Новая технология позволит долететь до Марса за 45 дней

Благодаря новой технологии, разработанной американскими учеными для NASA, полет на Марс и обратно может занять всего 90 дней. При нынешней технике для этого потребовалось бы два года, сообщается на сайте журнала New Scientist.

Запуск космического корабля предлагается осуществлять со станции, находящейся на околоземной орбите и оборудованной плазменным излучателем. Двигатель как таковой на космическом корабле отсутствует, сам космический аппарат оборудуется только магнитным парусом. Луч намагниченной плазмы направляется со станции на парус корабля, обеспечивая ему разгон до нескольких десятков тысяч километров в час. Для торможения у Марса и обратного полета потребуется еще одна станция на марсианской орбите.

Пробный запуск ракеты с использованием плазменного луча можно будет совершить уже через пять лет. По приблизительным оценкам, такое испытание будет стоить около одного миллиона долларов, тогда как первый полет на Марс обойдется в миллиарды с учетом необходимости строительства марсианской орбитальной станции.

Проект разработки новой концепции космических полетов NASA был начат несколько лет назад, когда была выдвинута идея использовать в качестве движителя солнечный ветер, представляющий собой постоянное радиальное истечение плазмы солнечной короны в межпланетное пространство. Под его воздействием корабль с солнечным парусом двигался бы вперед, однако, поскольку поток частиц от Солнца движется в одном направлении, возвращение на таком корабле был бы затруднительным.

Теперь ученые создали так называемый "сверхмощный геликон" (High Power Helicon), который сам вырабатывает лучи заряженных частиц и может сфокусировать их на магнитный парус космического корабля. На сегодняшний день это самый мощный плазменный генератор в мире, отмечает New Scientist.

Морские запуски спутников оказались невостребованными

Международная компания Sea Launch ("Морской старт") объявила о том, что обнаружила причину сбоя во время запуска спутника Telstar-18, проведенного в конце июня, и готова возобновить коммерческие морские запуски. Однако, как пишет газета "Коммерсант", пока ни один из немногочисленных заказчиков не подтвердил желания доверить запуск своих спутников Sea Launch.

29 июня американский телекоммуникационный спутник Telstar-18, стартовавший на ракете-носителе "Зенит-3SL" с пусковой установки Odissey морского космодрома Sea Launch в экваториальной части Тихого океана, оказался на нерасчетной орбите. Виной тому, как сообщается в пресс-релизе Sea Launch, стала неисправность третьей ступени носителя - производимого РКК "Энергия" разгонного блока ДМ-SL. Его двигатель, уточняет "Коммерсант", самопроизвольно выключился из-за имевшегося в нем производственно-технологического дефекта почти на одну минуту раньше положенного.

Позже аппарат был выведен на расчетную орбиту с помощью своих бортовых двигателей, израсходовав более 2 тонн топлива и сократив тем самым срок своего активного существования на два-три года.

Как пишет "Коммерсант", ранее блоки ДМ производства "Энергии" неоднократно отказывали при стартах на "Протонах" с Байконура, что вынудило заказчиков запусков отказаться от их использования, отдав предпочтение блокам "Бриз-М", выпускаемым Центром имени Хруничева. Запусками "Протонов" с "Бриз-М" занимается российско-американская компания ILS, контролирующая более 70 процентов мирового рынка запусков геостационарных спутников.

Для противостояния ILS летом 2003 года был создан пусковой альянс Launch Services Alliance в составе Boeing Launch System (являющегося маркетинговым оператором Sea Launch), Arianespace S.A. (производителя ракет-носителей Ariane-V) и Mitsubishi Heavy Industries (производителя носителя Н-2А). Однако, как пишет газета, Sea Launch вряд ли удастся до конца этого года осуществить более одного морского пуска, так как две последние компании пока не смогли в полной мере оправиться от кризиса, вызванного авариями их носителей в 2002 и 2003 годах.

На этом фоне ILS стала безусловным лидером на мировом рынке. С января 2003 года эта компания подписала больше новых коммерческих контрактов, чем все конкуренты вместе взятые. При этом на запуск на "Протоне-М" с "Бризом-М" заключено уже 10 контрактов, а еще по трем ведутся переговоры.

Sea Launch Company является международной: 40 процентов ее акций принадлежит корпорации Boeing (США), 25 - РКК "Энергия" имени Королева (Россия), 20 - Kvaerner (Норвегия) и 15 - двум украинским предприятиям из Днепропетровска: КБ "Южное" имени Янгеля и ПО "Южмаш" имени Макарова

Европейское космическое агентство готовит постель для любителей невесомости

Европейское космическое агентство (ЕКА) проводит набор добровольцев для исследования влияния невесомости на женщин, сообщается на сайте британской газеты The Guardian.

Как заявил представитель ЕКА, о влиянии невесомости на мужской организм уже известно многое, и теперь предстоит выяснить, как отсутствие веса скажется на женской физиологии.

Как ожидается, только три процента из числа добровольцев смогут пройти медицинскую и психологическую комиссию. В ходе эксперимента им придется провести в постели два месяца. Чтобы симулировать отсутствие веса, женщины будут лежать под углом 6 градусов к Земле, причем их ноги будут находиться выше головы.

В таком положении им предстоит заниматься повседневными делами. Чтобы принять душ, медсестры, строго соблюдая горизонтальное положение добровольцев, будут переносить их в специально оборудованную кабину, а гигиенические вопросы будут решаться с помощью подкладного судна.

В настоящее время женщины составляют десятую долю побывавших в космосе, однако их число растет. Так, 20 процентов астронавтов NASA - женского пола

Назад Вверх Дальше

Главная > Это интересно > Новости  физики и космонавтики > Новости физики и космонавтики. Выпуск 15

Главная ] Вверх ] Новости ] Это интересно ] Юмор ] Ссылки ] Поиск ] Гостевая книга ] Карта сайта ] Контакты ]

Рейтинг@Mail.ru

© Натали, Алекс и К° 2003 - 2011 г.                            

 

Hosted by uCoz