Рассказ Ветерка о звуке

Главная ] Вверх ] Новости ] Это интересно ] Юмор ] Ссылки ] Поиск ] Гостевая книга ] Карта сайта ] Контакты ]

Главная > Это интересно > Опыты. Фокусы. Самоделки Физика-малышам > А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей. Рассказ Ветерка о звуке

Рассказ Ветерка о звуке

—Вы наверное слышали летом, как по ночам гудят комары? —начал Ветерок.
— Они быстро-быстро машут крылышками, поэтому и гудят, — поторопился Мишенька.
— Правильно, — продолжил Ветерок.— Воздух возле их крылышек то расширяется, то сжимается.
— Это ещё почему? — спросила Рыбка.
— Когда крылышко комара пролетает в одном направлении, оно гонит воздух перед собой и он немножко сжимается, а за крылышком получается пустота, ведь воздух то крылышко прогнало. Эта пустота сразу заполняется воздухом из тех мест, где комара не было, но на это нужно немножко времени. Пока это время не прошло, число частичек воздуха за крылышком меньше, чем вокруг, вот и получается, что воздух за ним как-буд-то расширился. Во все стороны от того места, где комар машет своими крылышками, расходятся эти уплотнения и расширения воздуха, которые ещё называют волнами, они то и есть звук.
— А если ударить книжкой по столу, то воздух быстро выскочит из—под неё и всё, почему же мы тогда слышим хлопок?— спросил Ёжик.
— Когда хлопаешь по какому-нибудь твёрдому или жидкому телу — столу или воде, — такие же волны разбегаются и по нему, а когда эти волны доходят до края и выходят наружу, они раскачивают частички воздуха у своей поверхности, тогда вы и слышите звук — хлопок, — объяснил Ветерок. — Когда же кто-нибудь говорит, у него в горлышке быстро-быстро дрожат стенки, тоже раскачивают частички воздуха, они толкают друг друга и передают эти колебания во все стороны. Попробуйте сказать: "О-о-о-о-о" и послушайте себя. Вы сразу почувствуете, как дрожат стенки горлышка.
— Когда все попробовали, причём любопытный Мишенька перепробовал не только "О-о-о", но и "А-а-а" и "Э-э-э", Ёжик спросил: — Как мы говорим, теперь понятно, но непонятно, как мы слышим. Но Ветерок знал и это.
— Когда звуковые волны доходят до какого-нибудь предмета, они пробуют его раскачать, — рассказал он. — Если предмет большой, твёрдый и гладкий, например, стена, звук отражается от него и улетает ещё куда-нибудь. Если предмет тоже большой, но мягкий или неровный, например, ковер, звук поглощается в нем и уже никуда не летит. А вот если предмет и маленький, и лёгенький, звуковые волны его раскачивают и он начинает быстро-быстро дрожать. Набежит волна, он качнётся в одну сторону, пробежит волна, он и вернётся на место. Чем сильнее звук, тем больше этот предмет отклоняется. Так вот, у всех в ушках есть такие плёночки - барабанные перепонки. Они такие тоненькие, что чувствуют даже самый тихий звук.
— Ты говоришь, что можно услышать ушками тихие-тихие звуки, а почему тогда нам не слышно, как гудят поезда на станции, как идут люди по земле, шелестят деревья за окном? — спросила Зелёная Лягушка.
— Но я же сказал, что звук расходится во все стороны от того места, где он получается,— ответил Ветерок. — Значит, чем дальше от этого места, тем он слабее, правда? Кроме того, он немножко ослабляется и воздухом, и водой, и всем-всем, через что он проходит. А если окно закрыто, что получается? Звук летит по воздуху, потом спотыкается о стекло, оно твёрдое, гладкое, большую часть звука отражает, потом он снова попадает в воздух из стекла, но уже не из того места, а со всей его поверхности, при этом ещё и ослабляется...
— А расскажи нам, зачем нам нужен звук? — спросил Мишенька.
— Как "зачем нужен?" — засмеялся Ветерок. — Чтобы разговаривать.
— Нет, нет, — сказал Мишенька. — Чтобы разговаривать, это понятно, а вот ещё где он может быть нужен?
— Понял, о чём ты спрашиваешь, — ответил Ветерок. — Сначала люди звук почти и не применяли, разве что в лесу перекликались, чтобы не потеряться. Раньше считали, что он бывает только в воздухе, поэтому по настоящему научились им пользоваться только после того, как разобрались в правилах его поведения в воде, твёрдых телах, газах и в тех местах, где они соприкасаются. Кроме того, нужно ведь было научиться звук делать.
— Как это "научиться делать"? — воскликнул Мишенька. – Да ведь кто угодно говорит — и звук получается, дверью хлопает, снова звук получается, кашляет, опять звук готов! Чему же тут учиться?
— А разве ты умеешь разговаривать в воде? — ответил вопросом на вопрос Ветерок.
— Нет, — ответил Мишенька, — но причём тут это?
— А при том, — сказал Ветерок. — Ведь, чтобы звук использовать, нужно заранее знать его свойства: как быстро будут лететь звуковые волны, насколько они большие, как часто они идут одна за другой. Если всё это знать, можно сделать много разных умных приборчиков, которые расскажут людям, глубоко ли плывёт рыба в море, какое под кораблём дно, есть ли трещина в металле, быстро ли течёт вода в трубе и ещё кучу разных вещей.
— Расскажи, расскажи про рыбок в море, — тут же попросила Рыбка.
— Ладно, один случай я расскажу, — ответил Ветерок. – Но чур, только один, а то я у вас совсем засиделся, мне уже по улице побегать хочется. Так вот, лет семьдесят назад придумали такой прибор — эхолот. Он ставился на корабле, посылал в воду звуки, они доходили до дна, отражались и возвращались на корабль снова. Так как скорость звука в воде известна, измеряли – сколько времени он шёл до дна и обратно, потом умножали половину этого времени на скорость звука и узнавали глубину в этом месте. Но иногда прибор вдруг показывал, что над дном моря появлялось как бы второе дно, которое то было, то исчезало. Сначала думали, что виноват прибор, что он делает какие-то ошибки, а потом догадались: "Да это же рыбы!". И это действительно оказались косяки рыб. Пробовали забрасывать сети в этих местах, уловы получались огромные. Так эхолот стали использовать для того, чтобы видеть под водой.
— А разве просто глазками видеть нельзя? — спросил Мишенька.
— Водичка в море мутная и свет через неё на большую глубину не проходит, — сказала Рыбка. — В море чем глубже, тем темнее. А вот звуки в воде и правда слышно хорошо. Получается, что звук в воде в самом деле свет заменить может.
Пока друзья разговаривали, небо за окном затянуло тучами, загремел гром и засверкала молния. Шарику не хотелось мокнуть под дождём и он решил остаться и пожить пока вместе с игрушками, а Ветерок попрощался и полетел на улицу поиграть капельками и поговорить с ветрами, принесшими тучи, узнать у них, что нового в тех местах, откуда они прилетели. Грохотало всё сильнее, комната время от времени освещалась вспышками молний, игрушки тихонько сидели в своём ящике. Рыбка и Пожарная Машина спали, Собачка и Зелёная Лягушка забились в угол ящика и вздрагивали при каждом ударе грома, а Мишенька, Ёжик, Шарик и Ванька-встанька принялись рассуждать, — что такое гром и молния и откуда они берутся.
— Гром получается от того, что тучи сталкиваются, молния —это искра от удара, а дождик течёт из туч через дырки, которые после того, как они столкнутся, в их стенках получаются, — сразу же высказался Мишенька.
— Но Солнечный Зайчик говорил, что тучи сделаны из пара,— возразил Ёжик. — Значит, они не твёрдые и не могут греметь, когда ударяются друг о друга.
— Да, и ещё в них нет никаких стенок,— добавил Ванька-встанька. — Если бы туча была устроена как ванна с водой, только летящая в небе, как бы тогда сквозь неё пролетел самолёт? А ведь самолёты летают в любую погоду.
— Но ведь без туч грома не бывает? — стоял на своём Мишенька. — И дождика без них нет.
— Ну, чтобы был дождик, тучам сталкиваться совсем не обязательно, — сказал Ёжик. — Просто пар в них становится водичкой, когда охлаждается. Помнишь, ты сам когда-то рассказывал про пар из носика чайника и крышку от кастрюли? Вот и там, наверное, так. Туча попадает в холодный воздух, пар превращается в водичку, которая потом падает на землю, — вот так дождик и получается.
— Вот это правильнее всего, — проговорил над ними чей—то незнакомый голос. — А то скажут тоже: "дырки в тучах".
— Ой, кто это? — испугался Мишенька.
— Это я, — сказало Радио, стоявшее до этого молча на подоконнике. — Рассуждаете тут обо всём, путаетесь. Спросили бы меня лучше, ведь и гром, и молния — мои дальние родственники.
— Твои родственники? — удивился Ёжик. — Но ведь они в небе, а ты на подоконнике, молния деревья раскалывает, от грома уши закладывает, а ты что делать умеешь? Бормочешь не свои слова, да и то тогда только, когда тебя включают.
—Слова то я повторяю чужие, но запоминать их мне и разбираться что к чему самому никто не мешает, — не обиделось Радио. —А вот то, что произошло я от грома и молнии, самая настоящая правда. Вы что же думаете, лампочки, телевизоры, холодильники, фонарики и батарейки к ним всегда были? Совсем нет. Они, как и я, молнии и грому родственниками приходятся. Одни больше, другие меньше, а всё равно электрический ток в каждом из на стечёт.
— Ток? А что это такое? — хором спросили Мишенька, Ёжики Ванька-встанька.
Ага, я же говорило, что кроме меня вам этого никто не объяснит, — сказало Радио. — Хоть вы и отнеслись ко мне не очень хорошо, я на вас не сержусь, вы ещё слишком маленькие. Про ток просите рассказать? Что ж, можно и нужно. Если будете про него всё знать, — он будет вашим другом и помощником, а если знать не будете, вам может от него ой как достаться.

Назад Вверх Дальше

Главная > Это интересно > Опыты. Фокусы. Самоделки Физика-малышам > А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей. Рассказ Ветерка о звуке

Главная ] Вверх ] Новости ] Это интересно ] Юмор ] Ссылки ] Поиск ] Гостевая книга ] Карта сайта ] Контакты ]

Рейтинг@Mail.ru

© Натали, Алекс и К° 2003 - 2011 г.                            

 

Hosted by uCoz