Черепановы, российские
изобретатели, крепостные заводчиков
Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774-1842)
и сын Мирон Ефимович (1803-49). Построили
первый в России паровоз (1833-34) и
железную дорогу длиной 3,5 км.
В августе 1834 первый русский
паровоз был “пущен на колесопроводы”.
Он перевозил 3,5 т груза со скоростью до
15 км/ч по чугунной рельсовой дороге,
проложенной на 800 м. В марте 1835
завершилось сооружение второго
паровоза грузоподъемностью 17 т; в нем
были воплощены передовые технические
идеи того времени. Всего они изготовили
более 20 оригинальных паровых машин
разной мощности.
Паровоз полностью отвечал
своему назначению, и было решено “продолжить
чугунные колесопроводы до медного
рудника”, чтобы использовать паровоз
для доставки руд на завод. Быстро
построенная железная дорога
Нижнетагильских заводов
протяженностью 3,5 км была включена в
производственный процесс. Она возникла
раньше Царскосельской, о которой
позднее писали как о первой в России.
Благодаря Черепановым
Россия стала второй страной в мире (после
Англии), где строились свои паровозы. По
времени введения железных дорог с
паровой тягой Россия занимала 4-е место
— после Англии, США и Франции.