Решетчатые
крылья или полипланные несущие системы
В середине 1950-х годов группа
ученых под руководством профессора С. М.
Белоцерковского начала развивать
новое научное направление в авиации и
ракетостроении — полипланные несущие
системы, так называемые решетчатые
крылья. Они стали полноправными
конструктивными элементами боевых
ракет, космических кораблей и других
технических объектов. В решетчатых
крыльях удачно сочетаются высокие
аэродинамические, прочностные, весовые
и технологические качества, это
открывает хорошие перспективы для их
использования в технике будущего.
В 1955 году молодые ученые
академии Жуковского и филиала
Центрального аэрогидродинамического
института (ЦАГИ) образовали не
предусмотренный никакими штатными
расписаниями неформальный творческий
коллектив. Они занялись компьютерной
аэродинамикой и решетчатыми крыльями,
с особым вниманием изучали крылья
сотового типа. Если посмотреть на такое
крыло спереди или сзади, оно напоминает
пчелиные соты — отсюда и название этих
несущих поверхностей.
Уже на первом этапе вместе с
аэродинамиками начали работать
прочнисты и технологи. Этому помог
случай. Однажды потребовалось
изготовить модель сотового
решетчатого крыла для испытаний в
сверхзвуковой аэродинамической трубе,
и нам пришлось прибегнуть к очень
трудоемкому “первобытному” способу:
“выгрызать” крыло из целого куска
металла. Между тем крылья-решетки
обладают рядом специфических свойств:
они сохраняют работоспособность на
больших углах атаки, отличаются
высокой прочностью и малым весом,
удобно складываются и раскладываются.
Благодаря целому ряду других
привлекательных характеристик в
дальнейшем они бесповоротно вошли в
практику ракетостроения.
Первым, кто поверил в новые
несущие системы, был Главный
конструктор А. Д. Надирадзе. Он
рассказал о них С. П. Королеву и
порекомендовал “не проходить мимо”.
Позже, уже в начале 1960-х годов, именно
Надирадзе сыграл решающую роль в их
реализации. Он получил
правительственное задание — создать
тактические ракеты на твердом топливе,
в отличие от жидкого топлива оно не
требует регулярных замен. Но тут
возникла проблема: как обеспечить
стабильную устойчивость и
управляемость ракеты, если из-за
выгорания пороха центр масс в полете
существенно смещается? Был предложен
простой и надежный способ сохранения
устойчивости ракеты на атмосферном
участке траектории: нужно использовать
решетчатые стабилизаторы, а их
геометрические параметры можно
определить методом подбора.
Высокие требования и сжатые
сроки заставили ученых интенсивно
использовать методы математического
моделирования, опираясь на только что
появившегося нового помощника — ЭВМ.
Сначала математические модели и
численный эксперимент применили в
аэродинамике и динамике полета, затем
— в вопросах прочности. Чуть позже
математическое моделирование
пригодилось для обработки
разрозненных или неполных опытных
данных о механических свойствах
конструкционных материалов, из которых
делали решетчатые крылья. В результате
удалось получить полную информацию о
них во всем диапазоне температур (от
самых низких до температур плавления).
Первые успешные полеты в
космос, достижения в создании и
реализации решетчатых крыльев
подтолкнули ученых к новой научной
работе. Она касалась маневрирования
космического летательного аппарата.
Известно, что маневр выгоднее всего
выполнять с помощью аэродинамических
сил, а не за счет двигательной
установки. Выигрыш будет тем больше,
чем выше аэродинамическое качество
аппарата (отношение его подъемной силы
к сопротивлению). Однако крылья,
создающие подъемную силу, трудно
защитить от теплового воздействия
среды при весьма больших (гиперзвуковых)
скоростях. Тут-то и возникла идея —
использовать решетчатые крылья,
которые могут складываться и
раскрываться в полете. Перед учеными
встала задача: доказать, что можно
создать достаточно простой
летательный аппарат многоразового
применения, который будет обладать
широкими возможностями маневрирования
и сможет без проблем совершать посадку
на аэродроме базирования.
Конструкторы остановились
на самом простом, а потому наиболее
реальном варианте — одноместном
космическом летательном аппарате и
предложили такую схему. Наиболее “горячие”
этапы полета (вывод на орбиту,
начальный маневр на первом, самом
теплонапряженном участке траектории
при входе в атмосферу) осуществляются
со сложенными решетчатыми крыльями,
при этом регулируемая дальность полета
достигает заметной величины — 800—950 км.
А во время окончательного наведения
аппарата на место посадки и
маневрирования решетчатые крылья
должны быть раскрытыми. Сначала
сбрасываются носовой обтекатель и
тормозной “зонт”. После этого
открываются решетчатые крылья:
основные — с помощью телескопических
подъемников, носовые — автоматически,
под воздействием аэродинамических сил.
Таким образом, на последнем этапе
полета космический аппарат
представляет собой самолет с
решетчатыми крыльями и
стабилизаторами. Решетки раскрываются
на высоте 25—45 км, и начинается
маневрирование. Это позволяет
приземлиться в любой точке круга
диаметром 800—900 км.
Кроме посадки “по-самолетному”
предусматривался и другой, более
простой вариант приземления —
парашютный. Перед посадкой с парашютом
решетчатые крылья отклоняются назад на
угол 50 градусов с осью аппарата, за счет
этого коэффициент сопротивления
увеличивается, скорость падает до 80 м/с.
На высоте 1,5—2 км открывается парашют, и
аппарат приземляется на скорости 7—8 м/с.
Позже их успешно применяли
на разных летательных аппаратах, в том
числе в системе аварийного спасения
космонавтов на космических кораблях “Союз”.
Эта система срабатывает при неудачном
запуске или аварии на начальном
участке полета. В нештатной ситуации
обитаемый отсек “Союза” отделяется от
всей системы с помощью специального
двигателя, установленного в носовой
части ракеты. Он уводит обитаемый отсек
из опасной зоны. Полет отделившейся
части стабилизируется четырьмя
решетчатыми крыльями, которые с
помощью гидравлических систем
переводятся из положения вдоль оси
корпуса в перпендикулярное к ней. На
высоте, достаточной для штатной
посадки, приводится в действие
парашютная система, спускаемый аппарат
выпадает из головного обтекателя и с
помощью парашюта и двигателя мягкой
посадки совершает штатное приземление.
Еще в 1967 году конструкции со
складывающимися решетчатыми крыльями
привлекли внимание создателей
авиационных ракет и бомб. За прошедшее
десятилетие они нашли применение в
боевых ракетах различного назначения.
В результате на базе отечественной
технологии родилось новое поколение
авиационных ракет “воздух-воздух”,
обладающих уникальными свойствами. На
это ушло более четверти века.
Сечная
Н.Ю.
По
материалам журнала "Наука и жизнь"
16.03.04