Мы
привыкли к тому, что на улицах всегда горят
яркие электрические фонари. А как освещали
города до того, как изобрели электричество?
Пятьсот
лет назад в Европе по ночам царила полная
тьма. Только самые большие улицы крупных
городов освещались факелами. Света факелы
давали мало, зато пожары из-за них
случались часто. Но в 1667 году французский
король Людовик XIV принял решение освещать
главные улицы Парижа масляными фонарями.
Новую моду немедленно подхватили другие
страны. В 1718 году первые фонари появились и
в российской столице. Их установили на
набережной Невы перед Зимним дворцом и
зажигали по большим праздникам.
Спустя
два года по указу Петра I в Санкт-Петербурге
начала работать система постоянного
освещения улиц. Ответственным за это был
назначен генерал-полицмейстер Антон
Девиер. Всего за несколько лет в
Петербурге появилось почти 600 фонарей. Их
ставили на самых больших улицах города на
расстоянии сто метров друг от друга. Чтобы
не расходовать масло зря, фонари горели
только по нескольку часов с 1 сентября по 1
мая в безлунные ночи.
Устройство
фонарей было простым: стеклянный корпус,
жестяной сосуд с конопляным маслом и
фитиль. Фонарщикам приходилось постоянно
следить за фитилем и поправлять его - иначе
лампа начинала коптить. Случалось и так,
что на некоторых улицах фонари горели
очень тускло, а то и вовсе не работали. Дело
в том. что конопляное масло, которым
заправляли фонари, было съедобным. И
многие фонарщики воровали его для
домашних нужд.
До
Москвы уличное освещение добралось уже
после смерти Петра, в 1730 году. Приказ
императрицы Анны Иоанновны гласил: «На
Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и
Земляном городах и в Немецкой слободе по
большим улицам поставить на столбах
фонари». Поначалу Москву освещали только
по праздникам и во время визитов
императорской семьи. А через несколько лет
был введен такой же режим освещения, как и
в Петербурге. Содержались фонари за счет
особого налога. Его платили все владельцы
лавок и жители освещенных районов.
В
1805 году на улицах стали устанавливать
модернизированные фонари. В них было сразу
три фитиля, а в верхней части находились
зеркальные отражатели. Горели они гораздо
ярче, чем фонари старого образца. Примерно
в то же время жители Москвы и Санкт-Петербурга
были избавлены от налога на свет.
Освещение улиц стала оплачивать городская
казна. Фонарщиков перевели в подчинение
пожарным командам. Их работу проверяли «хожалые
по фонарям». Они следили, чтобы на
вверенном им участке все фонари были
исправны и зажигались в положенное время.
А
в 1812 году Москва лишилась уличного
освещения. После того как в город вошли
наполеоновские войска. Москва загорелась.
В этом пожаре погибло не только множество
домов, но и большая часть фонарей. После
войны с Наполеоном власти занялись
восстановлением города, но до фонарей руки
дошли только через несколько лет. На дворе
был уже просвещенный XIX век. Города росли,
их жители становились все требовательнее
к комфорту, и масляные фонари уже не
удовлетворяли горожан. В передовых
Лондоне и Париже к этому времени уже
произошла революция уличного освещения:
масляные фонари заменили газовыми. По-началу
это вызывало насмешки обывателей. Даже
великолепно образованный писатель
Вальтер Скотт относился к этой затее
пренебрежительно. «Один сумасшедший
предлагает освещать Лондон дымом», - писал
он в письме другу. Однако постепенно люди
привыкли к газу.
В
Санкт-Петербурге первый газовый фонарь
появился еще в 1819 году. Но устанавливать
газовые фонари по всему городу власти не
торопились. Они искали более дешевую
замену масляному освещению. Сначала
фонари пытались заправлять смесью спирта
и скипидара. Но к середине XIX века был
найден лучший вариант. Фонари стали
заправлять керосином.
Во
всех крупных российских городах освещение
было отдано на откуп частным подрядчикам.
Они получали из казны деньги на
обслуживание фонарей. Разумеется, часть
этих денег разворовывалась. За тем. Чтобы
этого не происходило, следили
государственные инспекторы освещения.
Во
второй половине XIX века, когда газ
подешевел, российские власти наконец
решились использовать его для освещения
улиц. В 1865 году Московская городская дума
подписала контракт с английской фирмой
Букье и Голдсмита. Англичане построили в
Москве завод, проложили газопроводную
сеть и установили 3000 фонарей. Но
керосиновые фонари сносить не стали. Ими
освещались городские окраины.
Свет
по проводам
Россия
снова отставала от всего мира. На Западе
для освещения улиц уже начали употреблять
электрические лампочки. В нашей стране
электричество пока использовалось лишь
эпизодически. Например, в 1856 году, во время
коронации Александра II, башни Московского
Кремля украсили десятью дуговыми
электролампами. Массовое использование
электричества началось только в апреле 1879
года, когда на Литейном мосту Санкт-Петербурга
установили электрические фонари. В Москве
освещать улицы элек
тричеством
начали в 1895 году. Но в 1914 году началась
Первая мировая война. За ней последовали
революция и Гражданская война. И
российские города снова погрузились во
тьму. Электричества не было, керосин
разворовывали, а фонарные столбы стали
топливом для печек-буржуек. Освещение
восстановилось лишь через десять лет. К
началу тридцатых годов с улиц Москвы
окончательно исчезли газовые и
керосиновые фонари. Осталось только
электричество. В это же время был создан
государственный трест Мосгорсвета. Ему
поручалось все световое оформление города:
уличные фонари, освещение фасадов
исторических зданий, витрин магазинов,
вывесок и так далее. В середине тридцатых
годов московские ученые под руководством
С.И. Вавилова придумали газоразрядные
люминесцентные лампы. Их серийное
производство наладили после войны.
Газоразрядные
лампы применяются и сегодня. Но наряду с
ними для освещения городов используют и
более современные технологии.
На крупных городских магистралях
стоят особо мощные фонари с десятью
светильниками по 1000 ватт каждый. А
памятники архитектуры подсвечивают
специальными узконаправленными лампами
разных цветов. Разработкой светового
оформления современных городов
занимаются специалисты светодизайнеры.
Например,
в Москве существует «Генеральная схема
цветосветового оформления центральной
части города». Она учитывает освещение
тротуаров и проезжей части, подсветку
зданий и даже световую рекламу.
Опасный
свет
Далеко
не все считают, что ярко освещенные
городские улицы - благо. Оказывается,
теперь в городах слишком много света.
Ученые назвали это явление световым
загрязнением. Из-за множества фонарей
городские жители практически не видят
звездного неба. Страдают от света и
животные. Например, осенью 1996 года в
немецком городе Марбург по гибла целая
стая летящих на юг журавлей. Они потеряли
ориентацию из-за яркой световой рекламы
ночного клуба. Журавли несколько часов .летали
вокруг нее. пока не обессилели и не упали.
После этого городские власти запретили
ресторанам и фирмам устраивать слишком
яркую подсветку своих заведений.
Да
и людям яркий свет вреден. Медики уже давно
доказали, что уличное освещение вызывает
бессонницу и нервные расстройства. Тем не
менее, когда в результате сбоя на
электростанции два года назад была
обесточена часть Нью-Йорка, люди были в
панике. Ведь человек не хочет снова
оказаться во тьме.
Светлана
Махина
Гео-фокус.
№ 12 декабрь 2004 года