На смену «Союзам
ТМА» может прийти корабль
многоразового использования «Клипер».
Первый полет он совершит в 2005 году. А
полномасштабное использование
намечено уже на 2010 год (если, конечно,
Федеральное космическое агентство
найдет деньги на строительство).
Во вторник
представители Федерального
космического агентства решили
включить проект «Клипер» в программу
развития российского космоса.
Речь идет о
космическом корабле, состоящем из двух
отсеков – агрегатного и возвращаемого.
Собственно многоразовой является
только вместительная кабина корабля,
самая дорогостоящая часть корабля. А
агрегатный отсек перед посадкой
отделяется и сгорает в атмосфере. «Клипер»
будет крепиться сверху ракеты-носителя
и не будет закрыт обтекателями. При
необходимости, в любой момент полета
может произойти аварийный отстрел
кабины для спасения членов экипажа.
Корабль имеет возможность совершать
посадку с большей точностью, чем «Союз»,
и его можно будет сажать не в
Казахстане, а на территории России.
Общая масса аппарата, который крепится
на носу ракеты-носителя, – 14,5 т (в два
раза больше, чем у кораблей серии «Союз
ТМА»). А масса возвращаемого аппарата –
10 т. Рассчитан на экипаж из 6-7 человек.
Объем кабины – 20 куб. м. Гарантийный
срок эксплуатации – 1 год (при 0,5 года у
нынешних «Союзов ТМА»). В первую
очередь, «Клипер» предназначен для
доставки экипажей и грузов (до 700 кг) на
орбиту, а также для возможной срочной
эвакуации космонавтов и оборудования (до
500 кг) с орбиты на Землю.
Примечательно, что
многоразовость возвращаемого отсека «Клипера»
(он напоминает носовую часть «Бурана»)
может быть обеспечена за счет
применения технологий,
использовавшихся при создании
советского челнока. Однако посадку «Клипер»
будет осуществлять не по-самолетному,
как «Буран», а с помощью мощной
парашютной системы, как нынешний «Союз
ТМА». Но во время возвращения с орбиты
при полете в атмосфере корабль сможет
совершать боковой маневр до 500 км, что
позволит корректировать точку
приземления.
Еще в начале апреля
директор ФКА Анатолий Перминов заявил:
«В ближайшие пять лет ни одна страна,
даже самая богатая, не будет в
состоянии организовать экспедицию на
Марс, поэтому мы не включаем такую
задачу в Федеральную космическую
программу России на 2006-2015 годы». Однако
уже тогда президент и генеральный
конструктор РКК «Энергия» Юрий Семенов
призвал Европейское космическое
агентство (ЕКА) объединиться с Россией
и в течение трех-пяти лет создать новый
корабль «Клипер». Добавив при этом, что
корабль с успехом можно было бы
использовать как для полетов на
околоземную орбиту, так и для межпланетных
путешествий. Ранее представители РКК
"Энергия" уже заявляли, что
корабль делается «с прицелом на полеты
к Марсу и Луне»: его можно будет
использовать в качестве спускаемого
аппарата при возвращении на Землю.
Это не означает,
что Москва приняла решение об
организации пилотируемого полета на
Марс, сказали информированные
источники в космических кругах. На
подобный полет, по подсчетам «Энергии»,
потребуется около $20 млрд. А пока у
России нет денег даже на разработку «Клипера»,
хотя он стоит всего 10 млрд руб. И при
наличии финансирования уже через пять
лет мог бы выйти на летные испытания. А
в 2010 году можно было бы приступить к
полномасштабной эксплуатации корабля.
Запуск «Клипера»
предполагается производить с помощью
ракеты-носителя «Онега» (она
представляет собой модернизированный
«Союз») не только с космодромов Плесецк
и Байконур, но, в случае строительства
старта для «Союзов», и с космодрома ЕКА
в Куру. Именно возможностью запусков с
последнего Москва пытается привлечь к
проекту Европу в надежде на то, что ЕКА
поможет деньгами. Ответа от европейцев
пока не поступало.
Lenta.ru.
Опубликовано:
май 2004 г.